Новости
Новые российские экранопланы океанской зоны будут еще больше, чем советские
Армия и ВПК | В России | Республика Крым

Новые российские экранопланы океанской зоны могут стать еще больше, чем советские. Эксперты отмечают: начался этап "перезагрузки советского наследия", коснулась она и таких машин, как экранопланы.

Проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой около 500 т разрабатывает конструкторское бюро "ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева". Как сообщил генеральный директор и генеральный конструктор концерна "Моринформсистема-Агат" Георгий Анцев: "Нужны экранопланы океанской зоны со взлетной массой от 500 т. Такие разработки ведутся в ЦКБ Алексеева. Сейчас идет этап перезагрузки советского периода, ведутся поиски заказчика, определенные научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование".

На форуме "Морская индустрия России" уже представлен проект экраноплана прибрежной зоны со взлетной массой 60 т. "У него очень хорошая направленность – он нужен и для пассажирских перевозок, и для северных задач, и для задач охраны госграниц. Он может использовать аэродромную инфраструктуру и быть в какие-то моменты, по сути дела, самолетом", – отметил Анцев, слова которого приводит РИА "Новости".

экраноплан|Фото: chivethebrigade.files.wordpress.com

По словам Анцева, концерн должен "получить от ЦКБ универсальную платформу (экраноплана), а дальше уже встраивать ее в ту или иную систему – Росрыболовство, погранслужба, Минобороны и так далее".

Военные эксперты считают "перезагрузку" работ по экранопланам очередным прорывом отечественного ОПК. "Представляю, как в Пентагоне удивятся от таких новостей!" – комментирует руководитель Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

Экраноплан — высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. При равных массе и скорости площадь крыла экраноплана намного меньше, чем у самолета. По международной классификации (ИМО) относятся к морским судам.

В СССР была принята государственная программа, включающая разработку экранопланов, создание боевых экранопланов для ВМФ и других родов войск, а также строительство полноразмерного экспериментального экраноплана КМ.

В структуре ЦКБ по СПК была организована летно-испытательная служба (ЛИС). Еще в 1964—1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого на то время в мире летательного аппарата — экраноплана КМ, получившего у зарубежных спецслужб название "каспийский монстр" — так расшифровали американцы буквы КМ — корабль-макет — на борту экраноплана. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину около 100 м. Один раз он взлетел с взлетной массой 544 тонны. Это было рекордом для любого существующего летательного аппарата. Лишь появившийся позднее самолет Ан-225 "Мрия" смог перекрыть этот рекорд.

В 1987 году первый полет совершил ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь". Он был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами "3М-80 Москит". После успешного окончания государственных испытаний "Лунь" был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию. Однако распад Советского Союза привел к прекращению работ по этому направлению и расформированию 11-й авиагруппы экранопланов Черноморского флота.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Экраноплан "Орленок"