Гражданская война на Украине привлекает пристальное внимание китайского общества и СМИ. В китайских изданиях на днях попытались вновь проанализировать конфликт и сделать выводы о его значении для Поднебесной, передает корреспондент Накануне.RU. Любопытны тут два материала. Первый - аналитика профессора Восточно-Китаского педагогического университета Фэн Шаолэя о значении украинского кризиса.
В своей статье китайский специалист выделяет четыре этапа кризиса: первый начался 21 ноября 2013, когда отсрочка ассоциации с Евросоюзом породила массовые гражданские протесты. Второй этап представлен второй декадой января, когда противостояние на улицах Киева вышло на новый уровень. В результате стрельбы, обстоятельства которой до сих пор не выяснены, было убито несколько десятков человек, среди которых были как протестующие, так и сотрудники правоохранительных органов. Янукович оставил столицу и начался третий важный этап кризиса: волнения в Крыму. Примечательно, что Фэн называет происходящее именно "воссоединением" полуострова с РФ. Четвёртый этап начинается с силовой операции украинских вооружённых сил и приводит к масштабному вовлечению России в конфликт.
Профессор делает интересный вывод о том, что риторика первых этапов развития кризиса походила на процесс "финляндизации" политики Украины. Под этим термином понималось будущее страны по примеру Финляндии: она действует в духе реальной прагматичной политики, сама выбирает, с какими странами ей поддерживать дружеские отношения, её экономика интегрируется с европейской, сохраняя при этом тесное сотрудничество с российской, а в военном отношении Украина не присоединяется к НАТО. Однако, после крымских событий Украина отказалась от нейтралитета и стала стремиться к военному союзу с Западом.
Политика Путина также претерпела изменения - от попыток привлечь Украину в Таможенный союз на первых порах до поддержки идей федерализации, когда стало ясно, что противоречия между восточными и западными областями страны зашли слишком далеко.
По мнению профессора, украинский кризис показал недостаточную способность существующих межгосударственных механизмов предотвратить как новую холодную войну между Россией и Америкой, так и цивилизованный развод между различными частями Украины. Профессор Фэн, тем не менее, надеется на помощь международного сообщества в деле разрешения конфликта.
Еще один итоговый материал об украинском кризисе посвящен изучению "демократизации" стран и технологиям "цветных революций".
18 марта Путин объявил о включении Крыма в состав РФ, а уже в начале апреля были провозглашены Донецкая, Харьковская и Луганская народные республики, которые собирались присоединиться к России по крымскому сценарию. Это стало ответом на стремление Западной и Центральной Украины к "демократии"и "самому справедливому общественному устройству". То обстоятельство, что желание жить по западным стандартам привело к расколу в государстве, заслуживает самого пристального внимания.
Географически Украина находится в подбрюшье Европы и является буфером между ней и Россией. В этой связи её легко использовать для ослабления России и Запада. Автор статьи напоминает о геополитических концепциях Бжезинского.
По мысли автора, возникшая после распада СССР Украина и так вполне отвечала формальным требованиям западной демократии: была принята конституция, существовала многопартийная система, партии обеспечивали народное представительство во власти. Между 1997 и 2004 гг. в стране было зарегистрировано около двухсот партий! Политическая жизнь Украины развивалась в русле идеологии западного "свободолюбия". Вместе с политической сферой, стала свободной и экономика, значительно усилилась роль частной собственности. Оборотной стороной этого стало появление олигархов, действовавших в собственных интересах и игнорировавших долгосрочную государственную выгоду. Впрочем, западных поборников демократичности это никогда и нигде не смущало.
В 2004 успехом завершилась устроенная Западом "оранжевая революция", однако она не принесла улучшения условий жизни в стране.
При этом, хотя к власти тогда пришло прозападное руководство во главе с Ющенко, производство продолжало в основном осуществляться по прежним советским стандартам, а главным торговым партнёром всё ещё была Россия.
Мировой финансовый кризис 2008 серьёзно подкосил украинскую экономику, а "демократизация" стала использовать языковые и этнические противоречия, а также протестный потенциал бедных районов.
"Из развития ситуации после свержения правительства в феврале 2014 г. можно сделать следующие выводы", - пишет автор материала.
1. Несмотря на слепое копирование западной демократии, её "образцы" устроили только население западных областей страны. Кризис, возникший в результате "цветной революции", обострил старые противоречия и привёл к расколу с Восточной Украиной. Новое правительство показало свою слабость перед лицом кризиса.
2. Процесс "демократизаци" оказался неотделим от антироссийской риторики. Во многом это обусловлено поддержкой протестующих западными странами. В то же время, в ситуации с Крымом Запад, хотя и осудил Россию, фактически не предпринял никаких действенных мер, чтобы помочь Украине. Очевидно, что революция была инспирирована извне, а интересы страны были принесены в жертву в угоду зарубежным инициаторам конфликта.
3. Невозможно, искренне выступая под знамёнами демократии, ограничивать представительство народа во власти по этническому признаку. Ведь именно борьба с "русификацией" обернулась потерей Крыма и расколом страны на Восток и Запад.
Хотя, события на Украине привлекают пристальное внимание китайских СМИ, Поднебесная явно не стремится занять какую-либо сторону. В прессе регулярно сообщается о ходе конфликта, причем лупа китайских журналистов, под которой они разглядывают события на Украине, достаточно крупная, например, появляются даже новости о вызове главы ЛНР Плотницкого на дуэль президента Порошенко или о готовности Кадырова поехать добровольцем в Донбасс по приказу Путина. При этом, в Китае крайне негативно относятся к самой идее "цветной революции", справедливо считая её геополитическим инструментом, используемым в интересах Запада.
С другой стороны КНР очень настороженно, как правило, относится к проявлениям сепаратизма. Хотя отношение к Крыму или Донбассу вполне сочувственное - уход полуострова трактуется как воссоединение с Россией, а движение за автономию в восточно-украинских республиках - как естественный процесс распада государства, позицию Китая нельзя считать однозначно пророссийской. На официальном уровне не признаны ни Декларация о независимости Крыма, ни результаты референдума о его вхождении в состав РФ. По ситуации в Донбассе также не высказывается ничего определённого. Сочувствуя его русскоязычному населению, Китай пока не собирается предпринимать конкретных шагов, вроде направления в регион наблюдательных миссий, миротворческих сил или гуманитарной помощи.
Павел Мартынов