Ситуация с ценой на нефть – главный фактор, который наносит ущерб российской экономике. Однако это ситуация уникальная не только для России - это некий глобальный феномен, к которому мы подошли. Такое мнение на пресс-конференции, посвященной предстоящему Гайдаровскому форуму-2015, выразил американский экономист Кеннет Рогофф, передает корреспондент Накануне.RU.
Одной из причин появления данного вызова является замедление экономического роста Китая, а также процессы, которые происходят в нефтегазовой отрасли США, в частности, в сланцевой нефти, которая влияет на баланс спроса и предложения на рынке энергоресурсов.
Рогофф напомнил, что в ежегодном докладе ОЭСР об экономической ситуации в мире указан прогноз на низкие цены на нефть. "Это пойдет на пользу Евросоюзу и Японии, пострадают страны-экспортеры нефти – Венесуэла, Мексика, Норвегия", - отметил он.
Эксперт допустил, что цена на нефть вернется на уровень 100 долларов за баррель. "У кого-то может создаться впечатление, что саудиты в значительной степени контролируют то, что происходит на международных рынках, но поверьте, сегодня они очень обеспокоены состоянием цен на нефть, хотя внешне это может казаться совершенно иначе. В стране растущее население, в значительной степени национальная экономика Саудовской Аравии зависит от тех трансфертов, которые поступают от экспорта нефти", - пояснил Рогофф.
В свою очередь, профессор Владимир Мау подчеркнул, что "о падении цен на нефть не писал только ленивый". "Иначе была бы бессмысленна вся идеология стабилизационная фонда, идея ухода от внешнего долга", - конкретизировал он, добавив, что российское руководство сегодня готово к "стрессовым" условиям. "В этом смысле мы гораздо счастливее советского руководства, которое не знало, что цены на нефть могут снижаться. До 1986 года мир не знал, что цена может меняться не на проценты, а в разы", - сказал Мау.
Говоря, в целом, о повестке Форума, ректор РАНХиГС подчеркнул, что эту дискуссионную площадку можно рассматривать как попытку адаптации к "выработке набора мер как в тактическом, так и стратегическом плане". При этом важно не увлекаться решением краткосрочных задач, уточнил он. "Проблема нашей политики – не курс. Худшее, что можно предположить – удержание фиксированного курса. Надо понять, что резервы могут быть истрачены, а курс и дальше будет проваливаться. Если, конечно, мы не перейдем к модели 65 копеек за доллар и применению уголовного законодательства за валютные операции. Такой вариант существует, мы при нем жили. Но в рыночной экономике есть несколько позитивных факторов – сбалансированный бюджет, низкий долг и значительные резервы. Нам не нужны действия, которые ухудшают позитивные параметры", - заключил он.