Борьба внутри КПК зачастую носит конъюнктурный и ситуативный характер, а принадлежность членов компартии к той или иной фракции - во многом условна и может меняться в зависимости от обстоятельств. Успешное же проведение антикоррупционной политики Си Цзиньпина показывает, что КПК находится под его надёжным контролем, и говорить о разладе в рядах руководства страны, который может погубить всю систему управления КНР, пока преждевременно, передает корреспондент Накануне.RU.
Китаю предстоит крайне сложный год. В 2014-м его экономика стала крупнейшей на планете, обогнав американскую. Отдельные эксперты продолжают оспаривать этот факт, но, в общем, тенденция очевидна, и вскоре превосходство китайского ВВП станет неоспоримым вне зависимости от способа подсчёта.
Рост ВВП составил 7,4%. Кабинет Дмитрия Медведева или правительства европейских стран могут лишь позавидовать таким показателям, однако для КНР это самые низкие темпы роста за 24 года. В последнем квартале прошлого года рост ВВП вообще замедлился до 7,3%, а на 2015 г. он планируется не выше 7,5%, при этом макроэкономические условия крайне благоприятны: основной рынок сбыта, США, демонстрирует рост покупательской способности, а импортное сырьё (прежде всего, нефть и металлы) сильно подешевели и пока продолжают падать в цене.
При этом, западные области страны, куда в предшествующие несколько лет вкладывались огромные средства, демонстрируют более уверенный рост (например, Тибетский автономный район - 12), но пока не смогут стать новым локомотивом для экономики всей страны.
Вместе с тем, замедление экономического роста не означает краха и упадка - народное хозяйство страны продолжает расти и крепнуть,а прошлый год стал рекордным по экспорту капитала. Очевидно, что попросту изжила себя прежняя экономическая модель, когда основой экономики были перенесённые из Запада или Японии экспорто-ориентированные предприятия. Китай стал "мировой фабрикой", как некогда Британия, и смог не только обеспечить товарами весь мир, но и, благодаря возросшему уровню жизни, насытить внутренний рынок.
Возникшие перемены вызывают необходимость в изменении характера управления страной и, как следствие, порождают борьбу внутри правящей элиты за право определить и возглавить новый курс.
В условиях монополии КПК на власть политическая борьба в народной республике приобретает характер фракционной, между различными группировками внутри самой партии. В отечественном общественном мнении утвердилась точка зрения, будто внутри КПК существуют две группировки, возглавляемые, соответственно, Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминем, которые ведут между собой непримиримое противостояние, основанное на разнице в политических и экономических взглядах. Однако, есть и иные мнения. Так, эксперт ДВФУ Иван Зуенко доказывает, что борьба внутри КПК зачастую носит конъюнктурный и ситуативный характер, а принадлежность членов компартии к той или иной "фракции" - во многом условна и может меняться в зависимости от обстоятельств.
Результатом этого является и непредсказуемость в кадровом составе высших эшелонов КПК. Вывод о предстоящей неординарной межфракционной борьбе, сделанный экспертом ещё в конце 2013 году, полностью подтверждается текущими событиями. Под лозунгами антикоррупционной борьбы Си Цзиньпин подавляет своих оппонентов, включая влиятельных силовиков и даже бывшего руководителя страны Цзян Цзэминя.
В декабре прошлого года Си Цзиньпин сделал заявление о недопустимости создания фракций внутри партии, призванное, очевидно, снизить градус внутрипартийной борьбы и помешать консолидации групп его противников. Кроме того, стоит отметить, что активно продвигаемый ранее проект Шанхайской экспериментальной экономической зоны, где планировалось отработать элементы офшорной экономики и свободную конвертацию юаня, в настоящее время почти заглох, а руководство страны активно занимается проектом "Нового Шёлкового пути". Здесь угадывается ослабление "шанхайской" группировки партии. Сильным ударом по её репутации стала новогодняя давка в центре города. Власти города говорят о том, что приняли ряд мер по ограничению количества людей в том районе, а в новогодних гуляниях 2014-го года приняло участие в три раза больше народу, однако всё тогда обошлось без происшествий.
Ряд западных экспертов заявил, будто бы это происшествие - результат диверсии, направленной на дискредитацию шанхайской группировки. Вместе с тем, успешное проведение антикоррупционной политики Си Цзиньпина показывает, что КПК находится под его надёжным контролем, и говорить о разладе в рядах руководства страны, который может погубить всю систему управления КНР, пока преждевременно.
Павел Мартынов