Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка сегодня провел в Екатеринбурге совещание о защите прав предпринимателей. Чайка выделил основные проблемы в этой сфере, среди которых "низкое качество нормотворчества", долги на 7,5 млрд руб. госкомпаний перед заказчиками и по-прежнему большое количество административных барьеров. "Прекратить кошмарить бизнес" призывал Дмитрий Медведев в далеком 2008 году, но "воз и ныне там". В связи с этим Чайка дал своим подчиненным указание, передает корреспондент Накануне.RU.
Как отметил Юрий Чайка, ему интересно совместно с коллегами проанализировать состояние законности в сфере соблюдения прав предпринимателей в четырех федеральных округах, расположенных в восточной части России.
"Такой выбор был сделан неслучайно: важность содействия бизнесу в этих регионах страны связана с их динамичным развитием, освоением запасов уникальных природных ресурсов, расширением сферы туризма и экономического сотрудничества с приграничными государствами. При этом, надзорная практика показывает, что проблем в рассматриваемой области еще остается достаточно", - сказал Чайка.
По словам генпрокурора РФ, в настоящее время негативное влияние на условия ведения бизнеса по-прежнему оказывает низкое качество нормотворчества. "В большинстве случаев такие правовые акты устанавливают дополнительные административные барьеры, от предпринимателей требуются излишние документы при получении субсидий и разрешений на строительство. Только в текущем году по протестам прокуроров в округах приведено в соответствие с законодательством 9 тыс. правовых актов, причем большая часть - это административные регламенты, предоставление услуг и осуществление государственного и муниципального контроля", - сказал Юрий Чайка.
Он подчеркнул, что сегодня не обеспечивается в полной мере доступность информации о программах господдержки бизнеса. В качестве примера генпрокурор привел Алтайский край, где прокурором было внесено 250 представлений главам муниципалитетов, чтобы добиться размещения на портале необходимых сведений о предоставляемых услугах.
"Ситуация с соблюдением закона при госзакупках, казалось бы, меняется. Заказчики, в основном, предоставляют предусмотренные законом квоты и преимущества для субъектов малого предпринимательства. Однако, появилась другая проблема: исполненные государственные и муниципальные контракты далеко не всегда своевременно оплачиваются, - нередко, только после получения предпринимателем судебного решения. В сложных экономических условиях долги, особенно перед небольшими предприятиями, будут губительными для дальнейшего ведения бизнеса. По данным прокуроров, задолженность перед хозяйствующими субъектами составляет почти 7,5 млрд руб.", - отметил Чайка.
Еще одной проблемой, по словам генпрокурора, остаются факты необоснованных плановых и внеплановых проверок. Так, только в первом полугодии этого года было выявлено 35 тыс. подобных нарушений, за которые к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 3,5 тыс. виновных должностных лиц. По его словам, недопустимо вмешательство правоохранительных органов в хозяйственную деятельность юрлиц при наличии гражданско-правовых споров.
"Безрезультатные по своей сути, они причинили бизнесу ощутимый вред. Вполне резонен вопрос: привлечен ли кто-либо из должностных лиц за это к уголовной ответственности? Однако, как выяснилось прокурорами, он даже не ставился, в чем я вижу их существенную недоработку. Есть и другие претензии к надзорной работе", - подчеркнул Чайка.
Он уточнил, что генпрокуратура постоянно обращает внимание на недопустимость подмены прокурорами функций контролирующих органов. В качестве вопиющего примера такого вмешательства он назвал случай, произошедший в Якутии, где прокуроры неправомерно изымали из ресторанов алкогольную продукцию.
"Ранее прокурорам мы ставили задачи повысить эффективность использования процессуальных полномочий для пресечения незаконных действий, связанных с воспрепятствованием предпринимательской деятельности. И каков результат? Если в прошлом году по материалам прокуроров было возбуждено 21 уголовное дело, то в первом полугодии текущего года всего пять. В этом случае о каком качестве надзора вообще может идти речь?" - сказал Чайка.
О характерных системных проблемах в сфере защиты прав предпринимательства в УрФО присутствующим рассказал полномочный представитель президента Игорь Холманских. Он отметил, что "развитие индивидуального предпринимательства средних, малых и микро-предприятий для УрФО имеет большую экономическую, социальную и общественную значимость, поскольку именно предпринимательство позволяет реализовать тот творческий созидательный потенциал, который, безусловно, есть у нашего населения".
По словам Холманских, последние годы органами госвласти субъектов РФ в УрФО приняты значительные меры по улучшению делового климата, однако, малый и средний бизнес по-прежнему развивается недостаточно активно. "На начало текущего года на территории УрФО было зарегистрировано более 500 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, основную их долю составляют индивидуальные предприниматели и микро-предприятия. Количество малых и средних предприятий немногим превышает 20 тыс. Президентом России неоднократно указывалось на необходимость создания предпринимателям комфортных условий для ведения бизнеса", - сказал полпред.
Игорь Холманских подчеркнул, что предприниматель не должен жить в постоянном ожидании, что к нему нагрянут с очередной проверкой, "не должен бояться, что любые его действия можно будет легко подвести под какую-то статью или штраф". Органами прокуратуры в федеральном округе проводится целенаправленная работа по устранению административных барьеров, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности, отстаиванию законных интересов хозяйствующих субъектов в наиболее проблемных сферах взаимоотношения власти и бизнеса.
Как рассказал Холманских, в настоящее время в УрФО можно выделить три основные проблемы в этой сфере. "Во-первых, до настоящего времени функции государственного и муниципального контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований должным образом нормативно не урегулированы. Органы, уполномоченные выполнять абсолютно идентичные контрольно-надзорные функции, наделены разным объемом полномочий, кратно отличается финансовое штатное обеспечение их деятельности, а также результативность проводимых мероприятий", - сказал полпред.
Во-вторых, по его словам, органами контроля допускается проведение многочисленных проверок в отношении одного лица в течение непродолжительного периода времени. Субъекты предпринимательской деятельности постоянно находятся в состоянии проверяемых, что негативно отражается на их основной деятельности. "Убежден, что целесообразно вернуться к теме организации и проведения межведомственных комплексных внеплановых проверок", - отметил Холманских.
"В-третьих, субъекты малого и среднего бизнеса отмечают ограничение свободы предпринимательской деятельности, игнорирование принципов конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Зачастую нежелательные претенденты просто не допускаются к торгам. Как правило, находится какая-то формальная причина, чтобы отсечь лишних конкурентов", - озвучил проблемы Холманских.
В заключение он отметил, что рассчитывает, "что решения, принятые на сегодняшнем совещании, придадут новый импульс оптимизации работы органов прокуратуры и уполномоченных по защите прав предпринимателей, а также будут способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, как в России в целом, так и в УрФО".