Передача градостроительных полномочий Екатеринбурга на уровень обладминистрации должна пресечь многолетние коррупционные связи между рядом застройщиков и городскими чиновниками. Как полагают сами застройщики, волокита и сознательное затягивание согласования документов давно стали фирменным приемом администрации Екатеринбурга, а в прокуратуре скопились целые тома переписки и материалов, свидетельствующих о систематическом нарушении горадминистрацией градостроительного законодательства.
В ближайшее время надзорное ведомство снова возьмется на городских чиновников в связи с масштабным проектом строительства доступного жилья – "Истокский", полагают источники Накануне.RU. Сроки, на которые затянулось согласование строительства района, действительно поражают.
Проект, предполагающий возведения жилья на общей площади от 1,5 до 2 с лишним тысяч гектаров, родился еще в 2008 году, а в 2009 Аркадий Чернецкий, будучи мэром областного центра, согласовал основную часть проекта планировки и эскиз проекта. В феврале 2012 года компания "Главсредуралстрой" представила на утверждение проектную документацию, инженерные решения были согласованы горадминистрацией и в апреле с незначительными замечаниями были одобрены на публичных слушаниях. Однако постановление об итогах слушаний, необходимое для окончательно закрепления всех решений, так и не было подписано главой Екатеринбурга. А город неожиданно выдал новые требования к градостроительной документации.
Через полгода прокурор Екатеринбурга требует у администрации устранить нарушения закона, в частности, Градостроительного кодекса РФ и наказать городских чиновников. Однако это на "серый дом", судя по всему, не подействовало, ведь еще почти через год, в сентябре 2013 года, аналогичное по содержанию, но более резкое в формулировках представление городской администрации выносит уже областная прокуратура. Надзорное ведомство, в частности, указывает на "умышленное создание административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности" муниципальными служащими, "волокиту, отсутствие квалифицированного подхода" и "непрофессиональное отношение, которое подрывает авторитет органов муниципальной власти". К слову, прекратить нарушение положений закона о защите конкуренции весной 2013 года от мэрии требует и областное УФАС.
Отношение городских чиновников к проекту иллюстрировала и слабая нормативная база, действовавшая в городе. В правилах землепользования и застройки Екатеринбурга, утверждённого решением ЕГД в ноябре 2007 года, отсутствовала норма об установлении срока утверждения документации по планировке территории, чем, собственно, умело пользовались муниципальные чиновники.
Эксперты, к слову, кроме общего бардака и безалаберности в мэрии усмотрели в этом еще и коррупциогенный фактор. "Отсутствие вышеуказанного положения согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением правительства России №96 от 26 февраля 2010 года, свидетельствует о наличии в правилах землепользования коррупциогенного фактора – широты дискреционных полномочий, выраженной в отсутствии сроков принятия решений об утверждении документации", – поясняют эксперты.
Старт проекту все-таки был дан после того, как в него зашел московский девелопер "Монарх", которому удалось решить вопрос с мэрией. Хотя и договорившись с москвичами "серый дом" не стал спешить с выдачей всех бумаг. Об этом свидетельствует очередной интерес прокуратуры к стройплощадке в начале 2014 года – надзорное ведомство заподозрило, что строительство началось без соответствующего разрешения, и даже оштрафовало строителей на полмиллиона.
Технология, которую администрация Екатеринбурга применяла к "Истокскому", вызывает у участников рынка дежа вю. Городские чиновники похожим способом умудрились заволокитить еще один не стол масштабный, но, безусловно, имиджевый для уральской столицы проект – реализуемый в настоящее время "Главный проспект".
Представитель застройщика проекта "Главный проспект" Олег Гусев рассказывает, что компания долгие годы пыталась получить в мэрии документы для освоения бывшей площадки завода ОЦМ в центре Екатеринбурга. Проект застройки квартала улиц Ленина – Шейнкмана – Попова – Сакко и Ванцетти разделен на два этапа. Первый предполагает реконструкцию корпусов завода – "советской" высотки и самого первого здания 1916 года, являющегося памятником архитектуры. Этот этап скоро будет завершен.
Что касается второго этапа, то компания долгое время вообще не могла получить в администрации города Екатеринбурга градостроительный план земельного участка и была вынуждена обратиться в суд.
"Есть простая муниципальная услуга – предоставление так называемой выкопировки, которую мы не могли получить. Пришлось три года судиться", – говорит представитель застройщика.
В ходе судебных разбирательств в конце 2014 градостроительный план все-таки был выдан, и Арбитражный суд Свердловской области признал бездействие мэрии Екатеринбурга незаконным.
"Но они допустили ряд технических ошибок в документе, например, провели границы по зданиям. В итоге, мы не можем работать дальше, сейчас выданный градостроительный план земельного участка оспаривается в суде", – отметил собеседник.
Таким образом, застройщик по-прежнему не может приступить к разработке проектной документации, которая определит окончательные параметры объекта, в том числе площадь и объем зданий – именно эти еще не рассчитанные параметры на днях возмутили городскую Общественную палату.
"Что касается состоявшегося 29 сентября заседания Общественной палаты, представителей застройщика на него даже не приглашали. Более того, там откровенное вранье было – демонстрировали какие-то эскизы, которые к нашему проекту никакого отношения не имели. Говорили, что мы якобы разрушили памятник архитектуры, хотя мы немало вложили в его реставрацию и все делаем под надзором специалистов. То есть откровенно вводили в заблуждение участников заседания, чтобы потом нас представить как нерадивых застройщиков", – сказал Гусев.
Интересно, что ранее проект проходил согласования в мэрии, неоднократно обсуждался на заседаниях Союза архитекторов Свердловской области, где получил одобрение ведущих архитекторов. О многом говорит и тот факт, что в июле 2015 года в Екатеринбурге прошел всероссийский смотр-конкурс архитектурных и дизайнерских работ "Рука мастера", организатором которого, в том числе, была мэрия. Там "Главный проспект" был признан победителем в номинации "Многоэтажные жилые дома".
Таких примеров, утверждают участники рынка, очень много. "Сейчас большинство застройщиков заняло выжидательную позицию в связи с возможной передачей полномочий на областной уровень – на всякий случай просто не хотят портить отношения с городом. Хотя подобных историй – пруд пруди", – заявляет представитель одного из девелоперов, пожелавший остаться неизвестным.