В Екатеринбурге эксперты призвали активизировать кооперационные промышленные связи в рамках евразийской интеграции, и странам союза стать "одной большой экономической семьей". Как передает корреспондент Накануне.RU, речь об этом шла на круглом столе "Образ Евразийского экономического союза в СМИ" в УрФУ, организованном экспертным клубом "Урал-Евразия".
В ходе дискуссии обсуждались вопросы продвижения Евразийского союза (входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) в СМИ, механизмы этого продвижения, приводились результаты мониторингов прессы по публикациям, посвященным интеграции. Особый акцент был сделан на региональные СМИ и трансграничное сотрудничество в странах ЕАЭС.
Научный сотрудник уральского информационно-аналитического центра РИСИ в Екатеринбурге Максим Лихачев рассказал о том, как отражается тема ЕАЭС в трех условных группах СМИ Казахстана: государственнических, оппозиционных и национал-патриотических (радикально оппозиционных).
По его словам, в официальных СМИ стараются максимально деполитизировать образ Евразийского союза. Казахстан дает понять, что в ходе евразийской интеграции он ни на йоту не поступится своим суверенитетом. При этом Астана продолжает быть верной курсу многовекторности. Если говорить об отдельных инициативах в рамках ЕАЭС, то, например, в официальных СМИ Казахстана не поддержали предложение Владимира Путина о валютном союзе. Оппозиционные СМИ критикуют зачастую лично Нурсултана Назарбаева и поэтому вынуждены критиковать и ЕАЭС. Но поскольку, по опросам, 80-85% населения республики поддерживают ЕАЭС, то такие издания вынуждены умерять критику союза. Национал-патриотические СМИ высказывают к ЕАЭС агрессивное отношение, переходящее в русофобию.
При этом, Максим Лихачев пояснил, что несмотря на деполитизацию образа ЕАЭС в официальных СМИ Казахстана, существенный уровень поддержки союза среди населения обусловлен, на его взгляд, именно политическим аспектом евразийской интеграции, нежели экономическим.
Киргизский политолог Кубат Рахимов рассказал, что в его стране тема деполитизации ЕАЭС звучит в меньшей степени, напротив, еще недавно широко обсуждались предложения создания конфедерации с Россией.
Эксперт упомянул "соперничество" между экономическими проектами. По его словам, информационные границы не совпадают с административными, и некоторые конфликты не становятся реальными, потому что в них какая-либо из сторон проигрывает виртуально.
Между тем, недавно в Киргизии "высадился десант USAID", чтобы препятствовать интеграции Киргизии в китайский экономический пояс Великого Шелкового пути.
Кубат Рахимов также отметил, что, на его взгляд, для ЕАЭС геоэкономика – более выигрышное позиционирование, чем геополитика.
Генеральный директор PR-агентства "Ньютон" Алексей Глазырин привел данные мониторинга российских СМИ. По его словам, за последний месяц они выпустили о ЕАЭС 270 публикаций, в основном "официозных", в то время как, например, по тематике БРИКС – 2 тыс. 500.
"И мы, скорее, находимся в конфронтации с Арменией, а не с Францией", - сказал он, поясняя результаты мониторинга публикаций российской прессы об этих двух странах, сравнивая по их количеству и содержанию.
Что касается ЕАЭС, то, по его словам, стереотипное российское восприятие стран-участниц как нахлебников "дико не соответствует реальности" и поэтому вредит интеграции. Он считает, что в продвижении ЕАЭС нужно поменять официальную бюрократическую риторику на понятную каждому человеку, "лавинообразно наращивать объем информации", показывать обычные житейские истории, организовывать пресс-туры и пресс-конференции, тиражировать "совместные успешные бизнесы". "Мы должны быть одной большой экономической семьей", - подчеркнул Глазырин.
Его тезис поддержал главный редактор информационного агентства Накануне.RU Сергей Хурбатов, который отметил, что основная проблема освещения ЕАЭС в региональных СМИ – практическое отсутствие реальных трансграничных экономических проектов, реального наполнения ЕАЭС кооперационными связями между регионами стран-участниц.
"Надо показывать, что выиграет от этого рядовой житель. С Великим Шелковым путем для Челябинска все ясно – развитие хаба, высокоскоростной магистрали, а что он получает от ЕАЭС? Обещания единого рубля когда-нибудь потом и перспективу нового квазигосударства? Если ЕАЭС будет иметь наполнение реальной экономикой, то, может, все информационные поводы и не будут топовыми для яндекса, но тема будет проходить красной нитью и повышать интерес читателей к повестке", - сказал он.
По его словам, только при сильной экономике можно отстаивать свои позиции, отвечать на вызовы кризиса. В связи с этим на ЕАЭС возлагались и возлагаются большие надежды как на проект разумного протекционизма, который должен мобилизовать внутренний потенциал наших стран.