Накануне на заседании Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию советник президента РФ, экономист Сергей Глазьев представил свой "нашумевший" доклад об экономической безопасности России. Обновленная версия плана "эвакуации" российской экономики из кризиса и вывода ее на траекторию опережающего развития включает уже известную критику политики денежно-кредитных властей РФ и систему мер, позволяющую достичь роста в 8%. Подробности - в материале Накануне.RU.
Угроза экономической безопасности страны возникает из-за разлома в процессе экономического развития - смены технологической структуры, создающей напряжение в глобальной финансовой системе, отметил академик. "Выход на новый уклад происходит на наших глазах. Фаза родов нового технологического уклада завершается. Все "соседи" выходят на растущую технологическую траекторию, и только мы проваливаемся, имея минус 5% ВВП", - говорит Глазьев.
Колоссальный провал в нашей экономической зоне происходит на фоне того, что все страны встают на новую "длинную волну" и начинают быстро осваивать нано-, биоинженерные и информационно-коммуникационные технологии. "Это ядро растет с темпом 35% в год. Страны, которые вовремя его развивают, имеют шансы вырваться вперед", - сказал экономист, добавив, что нас, однако, "это пока не касается".
Финансирование перехода на новый технологический уклад взяли на себя центральные банки. Так, к примеру, Федеральная резервная система увеличила денежную базу доллара за 5 лет в 3,5 раза. Россия тоже шла по пути увеличения денежного предложения, но сегодня с этой траектории соскочила.
"Понятно, что КПД таких вложений низок, и определенная часть денег идет в "финансовые пузыри", но, тем не менее, любой инженер, предприниматель, научный коллектив в США, Европе, развивая репутацию, может взять кредит и добиться коммерческого успеха в освоении новых технологий. В отличие от западных стран, которые наращивают денежную эмиссию с целью создания благоприятных условий для структурной перестройки, у нас происходит обратный процесс. Мы действуем вопреки общемировой тенденции", - прокомментировал Глазьев.
Одним из барьеров экономического развития академик упоминает самоубийственную политику, проводимую Центробанком России. Она, по его мнению, привела к падению производства из-за многократного повышения ключевой ставки на уровень выше средней рентабельности промышленности. Это повлекло за собой и эффект роста инфляции. Так, при помощи манипулирования ключевой ставкой невозможно победить инфляцию и стабилизировать курс рубля, делает вывод советник главы государства.
Центробанк самоустранился с рынка, оставив "простор" для действий спекулянтов. Это, в свою очередь, привело к утрате управляемости. "Наше карликовое положение в мировой финансовой системе не позволяет в условиях открытости границ рынка капиталов контролировать нашу систему", - сказал Глазьев.
В докладе представлена комплексная система мер в сфере макроэкономической, научно-технической, налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики по восстановлению этой управляемости.
Центробанк РФ в своих действиях ориентируется на привлекательные "лекала" МВФ. Вместе с тем, отвечая на вопрос коллег о том, какие санкции могут последовать от организации за отказ от их рекомендаций, Глазьев пояснил, что МВФ "не сможет ничего сделать и будет вынужден констатировать, что мы все сделали правильно".
"Рекомендации эти многократно разбиты в пух и прах научным сообществом. Это вызывает только смех. Это хлам 50-летней давности, которым никто не пользуется, но МВФ внедряет. Модели применяются только для наукообразного обоснования ориентиров, которые спускаются из Вашингтона. Такая политика выгодна спекулянтам. Причем за ними, как правило, кроются крупные государственные банки. Подчас эти игроки ведут себя как рейдерские конторы. Вокруг искусственно созданного дефицита денег банкиры получили гигантские полномочия", - объясняет автор доклада.
Глазьев также представил данные анализа, согласно которым на ближайшие годы ЦБ предлагает сохранение этой политики. Таким образом, с 2014 по 2017 гг. наша денежная база сократится на 29%, а монетизация экономики упадет до 35%, указал он. "С этого момента начнется расстройство денежного обращения - то, что мы видели в 90-е гг. При этом инфляцию не удастся снизить, а демонетизация будет еще хуже", - добавил академик.
Имеющийся у страны потенциал позволяет сегодня выйти на темпы роста в 8% в год при использовании стратегии опережающего развития, убежден эксперт. Она неизбежно должна включать в себя стратегическое планирование. Оно, успокоил коллег Глазьев, не будет носить директивный характер, как в СССР. Государство должно выполнять роль координатора и интегратора, соединяя все факторы производства в долгосрочном плане, регулируя систему оценок и стимулов.
Ряд положений, описанных в докладе, уже были обозначены в работах в 2011 и 2013 гг., заметил экономист. "Пока мы не смогли преодолеть инерцию сформированной за последние 20 лет макроэкономической политики. Но другого варианта нет. Либо мы погибнем на периферии американо-центричной финансовой системы, либо мы сумеем встроиться в ядро нового мирохозяйственного уклада, вместе со странами БРИКС сформировать новые правила игры на мировом финансовом рынке", - заключил Глазьев.