Новости
Развитие сюжета:

20:32 06.10.2015 Глава Минсельхоза: Идея выделить "особые аграрные регионы" здравая, но на нее нет средств

В России могут появиться "особые аграрные регионы": "В сельском хозяйстве не удается кардинально улучшить ситуацию"
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Центральный ФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | В России

В Общественной палате накануне состоялись "нулевые чтения" законопроекта "Об особо значимых аграрных субъектах РФ". Это уже вторая попытка Законодательного собрания Алтайского края "пробить" идею особого статуса для таких регионов. Впервые инициатива была внесена в Госдуму в 2008 году. Доработанный проект закона был представлен в июне 2014 года, и в настоящее время находится на рассмотрении комитета ГД по аграрным вопросам. Эксперты, представители ведомств и регионов дали свою оценку идее поддержать субъекты РФ, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. Подробности - в материале Накануне.RU.

По мнению общественников, потребность в особом статусе сельскохозяйственных регионов объективно назрела. Как отметила глава комиссии ОПРФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева, эта тема "не может оставлять равнодушным в тот период, когда остро стоит вопрос о формировании импортозамещения", в связи с чем должны быть предприняты организационные, методические и экономические меры.

В ОПРФ в целом инициативу считают здравой. "Минсельхоз занимает достойную активную позицию, которая сходна с той, что отражена в рассматриваемом законопроекте, чтобы не просто перетаскивать субсидии с одного региона на другой, а развить потенциал России и говорить о дополнительных мерах поддержки субъектов", - сказала глава комиссии Общественной палаты по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU


Напомним, губернатор Алтайского края Александр Карлин озвучил предложение на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года. Как отмечается, первоначальный вариант был существенно переработан с учетом изменений федеральной государственной программы развития АПК. "Нам удалось согласовать формы поддержки с теми обязательствами, которые взяла на себя Россия в связи со вступлением в ВТО. Теперь мы видим, что проработка этой идеи была начата вовремя и неслучайно. Сегодня в условиях западных санкций и ответных мер России вопросы импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности волнуют всех жителей страны", - подчеркнул, представляя законопроект участникам слушаний, председатель заксобрания Алтайского края Иван Лоор.

В основе идеи лежит необходимость господдержки крестьян. Причем предлагается это реализовать не за счет других территорий, а путем увеличения общего объема финансирования аграрного сектора, отметил спикер. "За годы реализации нацпроекта о развитии АПК удалось повысить уровень самообеспечения продовольствием, но это не должно никого успокаивать. Не удалось кардинально улучшить ситуацию в части производства молока и говядины. Добиваться самообеспечения любой ценой было бы не совсем верно. Решать проблему продовольственной безопасности надо в том числе с учетом эффективности производства и отдачи вложенных средств", - добавил Лоор.

Он сообщил, что по условиям ВТО максимальный разрешенный объем выделяемых средств на 2015 г. составляет $7,2 млрд. "Это без малого 500 млрд руб. О таких объемах поддержки аграрии могут только мечтать. Мы понимаем, что найти несколько сотен миллиардов рублей в год сейчас непросто", - прокомментировал один из авторов инициативы.

Вместе с тем, по его мнению, искать резервы стоит в части сокращения импорта продовольствия. "Объем импорта по итогам года может составить 1,5 трлн руб. Необходимо, чтобы эти деньги работали на нашу экономику и нашего фермера, а не зарубежного", - заявил Лоор.

продукты, магазины, цены, молоко|Фото: Накануне.RU


Законопроектом предполагается "повысить эффективность использования бюджетных ресурсов путем концентрации на прорывных направлениях - то есть в тех территориях, которые имеют благоприятные условия для ведения сельского хозяйства и производства большого объема производства, в регионах, где уже широко применяются и могут быть применены современные технологии".

Такими "особыми территориями", по примерным расчетам авторов проекта, могут стать Омская, Саратовская, Оренбургская, Ростовская, Волгоградская, Белгородская области, Алтайский край и еще несколько регионов.

"Это настоящие житницы нашей родины. Но сегодня государство никак не выделяет регионы, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. Более того, крупнейшие аграрные субъекты по ряду позиций даже ущемлены в поддержке", - выразил мнение Лоор.

В качестве критериев, по которым государству предлагают определять "особо значимые аграрные регионы", указываются общая площадь сельхозугодий, доля площадей почвы для благоприятного ведения сельского хозяйства, доля сельского населения, доля экспорта продовольствия и доля производства продуктов первой необходимости.

Наиболее объективным критерием Михеева считает наличие природно-климатических ресурсов. "Он позволяет выделить истинно аграрный регион, требующий особой поддержки", - сказала она.

Авторы инициативы отмечают, что определение перечня критериев - прерогатива правительства РФ, и они могут быть изменены в процессе подготовки итогового документа.

комбайн, аграрии, АПК, сельское хозяйство, Ростсельмаш|Фото: Департамент информационной политики губернатора

Критика законопроекта связана, в основном, с тем, что он поставит в неравные условия одни субъекты перед другими. "Авторы не требуют принятия закона об Алтайском крае. Речь идет о том, чтобы в течение короткого периода - двух-трех лет - оказывать поддержку тем регионам, которые уже продемонстрировали свой вклад в аграрную политику", - пояснила Михеева.

Другие регионы только выиграют при принятии закона, заявил Лоор. "Законопроект решает вопрос продовольственной безопасности в том числе за счет удешевления продуктов питания, улучшения их качества, выгодного межрегионального товарообмена", - сказал он.

Однако представители других регионов не приветствуют столь однобокий подход и считают, что принятие закона повлечет резкое ухудшение социально-экономических условий в тех субъектах, которые не получат статус "особо значимого". Так, глава Общественной палаты ХМАО Любовь Чистова направила отрицательный отзыв на инициативу, заявив, что "данный проект закона поставит в неравные экономические условия регионы, наделенные статусом, по отношению к иным субъектам и создаст прецедент разработки и принятия аналогичных законопроектов "об особо значимых топливно-энергетических, морских или лесопромышленных регионах". Схожей позиции придерживается и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Вместе с тем, первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко считает, что отрицательные отзывы "писали те, кто способен производить продовольствие только для собственных нужд", меж тем, по его словам, выделение особых территорий объективно и целесообразно. Большинство экспертов также уверены, что "ситуация, когда мы уходим от уравнивания всех регионов и занимаемся диверсификацией, правильная".

В том, что регионы - продовольственные доноры - требуют особого отношения, убеждены и в комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. "В комитете есть понимание того, что система распределения господдержки села требует корректировки. Бюджетам таких регионов много сложнее нести нагрузку за развитие социальной сферы. Мы надеемся, что законопроект получит поддержку со стороны членов комиссии Общественной палаты. В случае принятия законопроекта в ближайшей перспективе мы от импортозамещения можем перейти к экспортной экспансии и завоеванию новых сегментов аграрного рынка", - прокомментировал первый зампред профильного комитета Совфеда Сергей Белоусов.

Ускорение процесса принятия законопроекта, по его мнению, может оказаться сложной задачей в условиях необходимости секвестра бюджета. "Оптимизм меня хватает, но не захлестывает. Мы понимаем, что закон требует серьезных вливаний", - сказал он.

Медведев, бабушки|Фото: kremlin.ru

В свою очередь член рабочей группы Минсельхоза по созданию специализированной земельно-проектной госструктуры Андрей Гуськов выразил мнение, что при дополнительных значительных вливаниях в АПК без стратегического планирования может "открыться" другая проблема. "Если на ближайшие пять лет мы еще имеем возможность расти по говядине, молоку, то потом мы что будем делать? Куда мы будем девать эту продукцию? Сегодня Минсельхоз видит 79 млн га земель, а остальные 120 млн га не видит. Половина зарастает кустарниками и мелколесьем. Если мы введем эти площади в эффективный оборот, то тогда возникнет вопрос, что с этим делать. Становится ясно, что без экспорта Россия не обойдется. Сначала произойдет насыщение рынка, а потом часть предприятий вновь умрет, если политика аграрная не изменится с импортозамещения на экспортную поддержку", - прокомментировал он.

Представители Минсельхоза "концептуально" поддерживают закон, но считают необходимым проработать "формат". Так, по мнению директора департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза Павла Чекмарева, необходимо "дальше отрабатывать законопроект и принять окончательное решение - поставить точку". "Около восьми лет лучшие умы страны занимаются этим вопросом, если они были бы направлены в другие отрасли, можно было бы много достичь. Если не идет, стоит, значит, надо или закрыть, или что-то делать. Этим нельзя больше заниматься", - подытожил представитель ведомства.

Свои предложения эксперты сформулируют в общую резолюцию, которая будет представлена в Госдуму.

Вероника Килина


Предыдущие новости на эту тему:

18:14 01.10.2015 В Общественной палате РФ обсуждают закон об особо значимых аграрных регионах