Одной из важнейших государственных задач для России является крепкая идентичность народа, ощущающего себя прежде всего гражданами России, а не мира или своего дома. В этом отношении результаты исследования, проведенного в Калининградской области, настраивают на оптимизм.
Более 41% жителей Калининградской области считают себя прежде всего жителями России, и только потом - жителями городов или регионов, свидетельствуют результаты исследования по вопросам идентичности Социологической лаборатории анализа, моделирования и прогнозирования рисков БФУ имени Канта.
В результатах исследования говорится, что еще 27% опрошенных считают основной локальную идентичность (я житель своего города/поселения), а 22,5% респондентов на первое место ставят территориальную общность (я житель Калининградской области).
При этом результаты подобного исследования в 2001 году показывали обратный результат. Тогда российская идентичность была лишь на третьем месте (24,6%). Первую строчку занимало отождествление себя с локальной общностью – 32,2%, а на втором месте была региональная идентичность – 28%.
"Усиление российской идентичности – это самый устойчивый и заметный тренд. Если в 2001 году она была превалирующей у четверти респондентов, то в 2004 – уже 32,5%. В 2011 году таковых было 36%. И наконец, в 2015 – почти 42%", – поясняет руководитель Социологической лаборатории анализа, моделирования и прогнозирования рисков БФУ имени Канта Ефим Фидря.
Исследование проводилось в июне-июле 2015 года. Всего было опрошено 874 человека (400 – в Калининграде, 474 – в других населенных пунктах области). Выборка репрезентативная, стратифицированная по районам проживания, квотированная по полу и возрасту.
Опрошенные могли выбрать и другие варианты: общностью с европейцами считают основной 2,5% опрошенных (в 2001 году таковых было около 7%), космополитов - 6-7%, причем этот показатель почти не меняется за все время проведения исследований. Космополитов заметно больше среди молодежи: в группе 18-24 года Иванами без родства себя ощущают 15% респондентов.
Напомним, в 2014 году президент России Владимир Путин заявил о необходимости повышения качества патриотического воспитания молодежи.