Новости
Банкротство "Трансаэро" лишит туристов новогодних каникул: цены взлетят, а самолеты - нет
Общество | Свердловская область | Центральный ФО | Уральский ФО | В России

Туристический рынок пребывает в шоке от банкротства авиакомпании "Трансаэро". Напуганные клиенты приходят к агентам, чтобы вернуть уплаченные за билеты деньги, но те направляют их в офисы компании, где получить свои кровные еще сложнее. В турагентствах тоже неразбериха: перевозчики заявили, что будут выполнять рейсы "Трансаэро", однако, стоимость билетов может отказаться выше. Неопределенной остается ситуация с "новогодними" перелетами – авиакомпании не успеют заместить все исчезнувшие рейсы.

Напомним, что авиакомпания "Трансаэро" отменила все рейсы после 15 декабря, указав, что пассажиры могут сдать билеты и получить деньги. Простая процедура возврата билетов, описанная на сайте, для пассажиров оказалась сущей пыткой. Екатеринбурженка Ирина Гордеева вместе с подругой приобрела билеты "Екатеринбург-Москва" на даты с 4 по 22 января через сайт авиакомпании. Чтобы вернуть свои деньги, ей предложили "повисеть на линии" 59 минут.

"Покупали билеты по акции, сразу там было указано, что они невозвратные, но никто их возвращать и не собирался. Каждому человеку билет в оба конца обошелся около 4,5 тыс. Потом "Трансаэро" сдулось и стало понятно, что деньги за билеты возвращают, в том числе за невозвратные. Сразу, как только информация появилась, мы написали в их службу поддержки, объяснили всю ситуацию. Нам сказали, что деньги вернут, нужно только написать им на специальную почту заявку по возврату, сказали, какие данные указать. В этот же день (в начале недели) все написали, с номером билетов, рейсом. Сегодня четверг, ни ответа, ни привета. Попытались им позвонить на "горячую линию", там сообщили, что ждать почти час, прежде чем ответят. Я ради интереса подождала, на 45 минуте меня отключили", - рассказала Накануне.RU Ирина.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

В "Трансаэро" говорят, что деньги клиентам вернут в 30-дневный срок, хотя обычно процедура занимает день. 

Пассажиры, которые покупали билеты через агентов, пытаются у них же оформить возврат, к агентам клиентов направляет и сама авиакомпания. Но в Ассоциации туроператоров Накануне.RU рассказали, что в соответствии с российскими и международными регламентами, рассчитываться с пассажирами должна авиакомпания:

"Международная организация гражданской авиации в своем письме агентам разъясняет, что в соответствии с законодательством РФ и Федеральными авиационными правилами авиакомпания имеет право поручить агенту проведение возвратов, обеспечив его денежными средствами для возврата пассажирам. В противном случае пассажир все равно должен обращаться к перевозчику".

Но авиакомпания деньги на возврат билетов агентам не перечисляла, а средняя агентская комиссия в 2% от тарифа не позволяет агентам выплачивать стоимость билетов.

Как рассказал Накануне.RU президент российской ассоциации "Альянс туристических агентств" Андрей Гаврилов, туристский бизнес ситуация с банкротством перевозчика очень беспокоит.

аэропорт взлётно-посадочная полоса впп(2018)|Фото: Фото: Накануне.ru

"Нервничают даже те, кто до 15 декабря забронировал билеты, а такие у нас есть, несмотря на то, что коллеги говорят о том, что выберут до 90% рейсов "Трансаэро" и обеспечат перевозку 90% и более пассажиров. А те туристы, которые хотели улететь после 15 декабря, вынуждены менять свои планы, равно как и туроператоры, потому что условия договоров с "Трансаэро" отличаются от контрактов с другими авиакомпаниями. Перевозчики работают в конкурентной среде, естественно, каждая компания стремится создать более выгодные условия для туроператоров. У "Трансаэро" были свои взаимоотношения, где-то понижали цены, предоставляли льготы. Снижение конкуренции, а после банкротства второй крупнейшей компании она снизится, всегда негативно сказывается на потребителях. В первую очередь, повысится стоимость перелетов, потому что, например, у "Аэрофлота" по ряду направлений билеты дороже, у компании более жесткие условия взаимных расчетов. Все это выльется в подорожание перевозок, и туристы, которые могли бы с "Трансаэро" улететь за одну цену, вынуждены ориентироваться на турпакеты уже с другой ценой. Насколько будет велика эта разница – говорить сложно, но я боюсь, что она будет не  в меньшую сторону".

Уход второй по величине авиакомпании в России, "Трансаэро", нанесет огромный имиджевый удар всему туристическому рынку, говорит директор по развитию Центра путешествий Pack Bag Анна Уткина.

"Безусловно, мы ожидаем сокращение туристического потока из-за обсуждений предполагаемого банкротства "Трансаэро". Сейчас дать какие-то точные данные по спаду продаж очень сложно. Тем не менее, по нашим оценкам, падение может достигать 20-25%. Мы ожидаем, что рынок сможет реабилитироваться только к высокому сезону - к маю-июню 2016 г.", - рассказала она Накануне.RU.

аэропорт взлётно-посадочная полоса впп(2018)|Фото: Фото: Накануне.ru

По словам эксперта, сейчас в выигрышном положении оказались те туроператоры, у которых есть свои перевозчики. Так, у туроператора "Пегас" есть авиакомпания Nord Wind, у "Coral Travel" - авиакомпания Royal Flight.

"Занять нишу, которая была у "Трансаэро" будет крайне сложно, поскольку чартерные авиакомпании даже не предоставляют он-лайн регистрацию, у некоторых нет бизнес класса обслуживания. Для самостоятельных туристов остается только перелет "Аэрофлотом" или иностранными перевозчиками. "Аэрофлот" постарается получить допуски к перелетам, которые были у "Трансаэро". По последней информации лоукостеру "Победа" разрешат совершать международные полеты. Им выданы допуски по семи европейским направлениям: Зальцбург, Дрезден, Кельн, Бергамо, Верона, Братислава и Шамбери. Возможно, что "Победа" сможет увеличить свой авиапарк именно благодаря самолетам "Трансаэро", которые будут переданы "Аэрофлоту", - рассказала Уткина.

Ущерб для туристов и бизнеса мог бы быть куда больше, если бы "Трансаэро" обанкротилось в летний или новогодний сезон, на которые приходится больше всего заявок. Однако близость новогодних каникул беспокоит турагентов.  

"Теперь все зависит от авиационных властей, Росавиации, коллег из других авиакомпаний, насколько оперативно они смогут переориентировать других туристов, желательно без потерь, на высокий зимний сезон. В прошлом году мы почти до середины декабря не видели приличных объемов продаж, потому что люди были напуганы экономической ситуацией, но на 24-26 декабря пришелся максимальный объем продаж. В этом году из-за  "Трансаэро" может повториться ситуация, что нежелательно – рынку нужна стабильность. Что будет после 15 декабря, никто не может сказать. С "Трансаэро" работали крупные операторы, у них очень большие объемы, и продуктовая линейка у них может стать уже, чем могла бы быть. Нас больше всего волнует новогодняя сезонность, мы боимся, что не будет оперативно отработана система, и туристы будут лишены ряда набора турпакетов. Их могут повезти оставшиеся на рынке авиакомпании, но какую они выберут ценовую политику? Бизнес в ожидании, а туристы в растерянности: им приходится искать, с кем лететь, а после банкротства "Трансаэро" они боятся, что подобные неприятности случатся с другими авиакомпаниями",  - говорит Андрей Гаврилов. 

Напомним, что Правительство решило обанкротить "Трансаэро" из-за накопившихся долгов. Они оцениваются в 250 млрд руб., из них 150 млрд руб. - обязательства по лизингу, еще около 20 млрд руб. - долги перед аэропортами и топливозаправочными компаниями. Рейсы авиакомпании ежедневно отменяются, перевозки берет на себя "Аэрофлот", который купил контрольный пакет акций конкурента.

Алёна Ласкутова