Всероссийская акция протеста дальнобойщиков оказалась мощным тараном против введения механизма взимания платы за проезд большегрузов по федеральным дорогам. В Госдуме "созрел" законопроект о трехлетнем моратории, в правительстве заговорили об отсрочке штрафов, но дальнобойщики не намерены прекращать акции, передает корреспондент Накануне.RU.
Вопреки довольно скептическим предположениям, которые высказывались в связи с акцией дальнобойщиков, "улитки" и стачки водителей привели к довольно быстрой реакции со стороны властей. Многие города встали в многокилометровых пробках, на объездных дорогах и основных трассах было невозможно проехать. Однако, экономический ущерб от этих акций оценить довольно сложно.
В федеральном Союзе промышленников и предпринимателей Накануне.RU не смогли дать оперативную информацию о том, как акции протеста сказались на экономике предприятий. В тюменском союзе промышленников и предпринимателей сообщили, что таких сигналов от членов союза не получили. Не смогли предоставить оперативной информации на этот счет в других региональных организациях. Сами же водители уверены, что если для крупных городов акция вызвала лишь некоторые неудобства для передвижения, то в небольших населенных пунктах ситуация была гораздо хуже. В частности, председатель профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко отмечает, что в маленьких городах ситуация была катастрофична, поскольку предприятия не могли ни вывезти продукцию, ни завезти сырье.
Зато оценили потери товаров из-за введения новой системы платы за проезд грузовиков ритейлеры: в первые дни ее работы они составили от 1 до 9% от объема запланированных поставок - в зависимости от категории товаров, сообщают "Ведомости".
Между тем, в Госдуму на рассмотрение был внесен законопроект ряда депутатов, предполагающий трехлетний мораторий на действие этого типа сбора. На форуме Межрегионального профессионального союза водителей профессионалов его председатель Александр Котов разместил открытое обращение, в котором рассказал о том, что общался с авторами законопроекта на круглом столе. По его словам, "эсер" Иван Грачев заверил, что при поддержке дальнобойщиков, законопроект будет рассмотрен в ближайшее время и с большой долей вероятности будет принят.
В связи с этим, Котов призывает дальнобойщиков поддержать законопроект и прекратить стихийные акции с 21 ноября, проводя их в законном порядке, но в случае соблюдения четырех требований: если законопроект будет рассмотрен на ближайшем планерном заседании ГД, системы "Платона" будут отключены с 21 ноября, штрафы не будут начисляться, будет остановлено преследование организаторов акций протеста и проведена ревизия действий тех, кто саботирует поручение президента от декабря 2014 года.
По словам Котова, те руководители региональных организаций, с которыми он обсуждал эти инициативы, высказали свою поддержку.
Между тем, помимо законопроекта от оппозиционной партии, в дело вступили и иные участники. За дальнобойщиков вступился бизнес-омбудсмен Борис Титов, написав письмо на имя президента Путина, после чего в Министерстве транспорта приняли решение освободить водителей от штрафов в рамках системы "Платон" на несколько месяцев. За это время система должна быть отлажена и отрегулирована.
"Я думаю, что у власти действительно сработали определенные красные флажки, власть достаточно оперативно отреагировала. Этот протест, несмотря на то, что был достаточно малочисленный, но потенциальную угрозу для власти таит. Во-первых, потому что это требования социально-экономического плана, люди не требуют чего-то абстрактного, а выступают за сохранение жизненно-важных вещей. Кроме того, акция носит всероссийский характер, а организатором является консолидированное профессиональное меньшинство", – прокомментировал Накануне.RU политолог Павел Салин.
Он сравнил эту акцию протеста с тем, что происходило несколько лет назад, когда по всей стране протестовали рыбаки против введения платы за рыбалку.
В определенном смысле, можно расценивать действия правительства как шаг навстречу, но сами участники акций не особо в это верят. На многочисленных митингах водители говорят о том, что нужно идти до конца, чтобы "удавка Ротенбергов" не была чуть ослаблена, а была отменена полностью. Например, в Тюмени около 300 водителей решили продлить забастовку и не выходить на работу еще минимум неделю.
В Перми новая акция пройдет напротив администрации, в Челябинске в пятницу выступили за отставку правительства Медведева и пообещали продолжать бастовать, пока требования по "отмене оброка" не будут услышаны. "Должно до власти дойти, что они должны работать не против народа, а с ним, и должны слушать наше мнение и требования", - подчеркнула руководитель транспортной компании Юлия Лященко.
Насколько можно судить, не все откликнулись на призыв Котова, хотя и условия, которые обозначил он, не были выполнены. Система продолжает работать, в Росавтодоре заявляют, что по итогам только пяти дней работы "Платона" в федеральный дорожный фонд собран 191 млн руб. в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам большегрузами. В системе зарегистрировано более 70 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тыс. автомобилей. По данным Росавтодора, система работает в штатном режиме, существенных технических сбоев в работе системы нет. При грубом подсчете получается, что при нынешних темпах за год такая система соберет более 13 млрд руб. При том, что по данным ВШЭ еще 2012 года, 1 км федеральной трассы в 4-6 полос в России обходится в 90 млн руб., 1 км региональной двухполосной дороги – в 30 млн руб.
Напомним, дальнобойщики не согласны с тем, что с 15 ноября владельцев грузовиков весом от 12 т обязали платить по 3,73 руб. за каждый км пробега по федеральным трассам. Правительство при этом пошло навстречу водителям. Плату для большегрузов решили снизить, и до марта 2016 г. к установленному ранее тарифу в 3,73 руб./км будет действовать коэффициент 0,41, который снизит сумму до 1,53 руб. за км пути. Возмущает водителей и тот факт, что платежи должны проходить через частную компанию.