Сегодня в Нижнем Тагиле президент России Владимир Путин проведет заседание президиума госсовета, посвященное импортозамещению. Тематическая подпрограмма правительством Свердловской области была утверждена в конце 2014 г., итогом ее работы должен стать рост валового регионального продукта к 2020 г. через увеличение производства и сбыта импортозамещающей продукции уральскими предприятиями. Некоторые итоги работы программы на прошлой неделе подвел губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев: объемы производства в машиностроении выросли в 1,9 раза, общий объем промпроизводства на Среднем Урале – сразу 16%.
Согласно плану, уже в 2015 г. на импортозамещение область должна была направить более полумиллиарда рублей, еще 747,7 млн руб. планировалось привлечь из федеральной казны, вклад инвесторов – 893,7 млрд руб. Министерство промышленности Свердловской области, которое отвечает за реализацию программы, подвело ее предварительные итоги сегодня. Как рассказали Накануне.RU в пресс-службе минпрома, важнейшие проекты в сфере импортозамещения реализуются практически во всех промышленных сферах: металлургии, машиностроении, химическом и лесном секторах, в области нефтегазового оборудования, в фармсекторе. Местные компании берутся конкурировать с производителями Германии, Финляндии, Украины, Японии и иных промышленно развитых стран.
У всех на слуху один из успешных проектов локализации производства - скоростные поезда "Ласточка". Комфортные составы, произведенные на "Уральских локомотивах" (совместное производственное предприятие группы "Синара" и концерна "Сименс"), уже курсируют по стране. Но в области есть и другие, менее известные примеры импортозамещающих проектов. В станкостроении – это новые сборочные производства станков с ЧПУ на базе компании ПУМОРИ, "Свердловский инструментальный завод" реализует проект по выпуску сложнорежущего и твердосплавного инструмента. В металлургическом комплексе - уникальный проект создания прокатного комплекса по производству широкоформатных алюминиевых листов, открытый на базе "Каменск-Уральского металлургического завода".
Некоторые инициативы презентовали на выставке "ИННОПРОМ". Уральский биомедицинский кластер представил посетителям инсулиновую помпу, которая сможет полностью заменить западные дорогостоящие аналоги. После выставки проект развивается: первые образцы уже прошли тестовые испытания, новоуральский завод "Медсинтез" начал процедуру регистрации устройства. Напомним, что "Медсинтез" занимается и выпуском отечественных антибиотиков.
"Сегодня на уровне региона утвержден реестр продуктовых направлений для развития импортозамещения в регионе. Согласно документу, только за счет прямого замещения иностранных аналогов и развития кооперационных связей возможен двукратный рост выпуска продукции", – отметил министр промышленности и науки Свердловской области Андрей Мисюра.
В минпроме отмечают, что еще в 2014 г. 19 предприятий получили из областного бюджета в виде субсидий более 219 млн руб. на модернизацию и техническое перевооружение.
Губернатор Евгений Куйвашев на недавней пресс-конференции отметил, что курс на импортозамещение принес результаты.
"Всего год как работает программа импортозамещения, а у нас уже машиностроение в два раза увеличило объемы выпускаемой продукции. Общий рост объема промпроизводства – 16%. Президент, правительство РФ нам дали необходимые инструменты господдержки, надо просто работать, активно участвовать во всех госпрограммах, помогать нашим предприятиям укреплять позиции. Федеральным Фондом развития промышленности принято положительное решение по поддержке проектов четырех свердловских предприятий на общую сумму около 1,8 млрд руб. В рамках антикризисного плана правительства России, промышленные организации региона при содействии отраслевого министерства активно привлекают субсидии на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности. На текущий момент восьми организациям уже перечислено субсидий на общую сумму более 520 млн руб.", – пояснил губернатор.
Рост производства произошел за счет исполнения гособоронзаказа, повышения спроса на продукцию и новых контрактов, отмечают в Минпромторге. Среди партнеров – сырьевые компании и монополии, увеличение доли договоров с которыми – тоже одна из задач программы. Как сообщало Накануне.RU, завод "Уралхиммаш" в этом году начал активные поставки оборудования "Татнефти" , испытания частей для буровых установок провел завод "Уралмаш". Нерешенная проблема такого сотрудничества – долгие сроки взаиморасчетов с монополистами, деньги за оборудование поставщики ждут от трех до четырех месяцев. Но на инвестиционном форуме в Сочи председатель Правительства Дмитрий Медведев поддержал идею среднеуралського губернатора сократить срок проведения платежей до 30 дней.
Свердловский минпром продолжает привлекать федеральные средства на поддержку проектов, ряд заявок получили одобрение Фонда развития промышленности. Почти 1,8 млрд руб. займов по линии Фонда получили четыре уральских предприятия. Краснотурьинский "Эпсилон" планирует наладить токарно-фрезерную обработку деталей для воздушных и морских судов, станков, различных машин в парке "Богословский". В заявке, одобренной Минпромторгом указано, что выпуск качественной продукции позволит снизить зависимость отечественного авиа-, авто- и судостроения от импорта ряда компонентов. Строительно-монтажные работы начнутся в 2017 г. Екатеринбургская "Ротек" получила займ на производство частей газовых турбин, которые российские энергетические генерирующие компании заказывают за рубежом.
Как уже сообщало Накануне.RU, софинансирование на производство полимерных цистерн привлек "Уралвагонзавод", а УДМЗ решил разрабатывать отечественные дизельные двигатели для машиностроения.
Но в ходе сегодняшнего обсуждения не будет обижен и Пермский край, у которого Средний Урал "забрал" госсовет по импортозамещению. Возле отеля на тагильской набережной был выставлен перспективный двигатель для отечественных самолетов ПД-14. Очевидно, его судьба тоже будет обсуждаться с президентом РФ.
На 1 октября из 19 млрд руб., перечисленных в декабре 2014 г. в Фонд развития промышленности, на счетах оставались 14 млрд руб., заявляла Счетная палата РФ. Аудиторы акцентировали внимание на низкой скорости рассмотрения заявок. Заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Павел Дорохин отмечает, что финансирование от Фонда действительно приходится долго ждать, однако сейчас уже 17 млрд руб. из 20 распределены между инвестпроектами.
"Темпами импортозамещения мы не удовлетворены. Фонд развития промышленности достаточно медленно рассматривает заявки, быть может, оттого, что направление относительно новое. Но все равно темпы должны быть ускорены и мы, как парламентарии стараемся на всех совещаниях указывать на это. Пока дораспределяются 3 млрд руб., но и те субсидии, адресаты которых известны, не в полной мере дошли до предприятий, на это мне жалуются руководители", - рассказал Накануне.RU Павел Дорохин.
Депутат три года возглавляет общественный комитет спасения "Уралмашзавода", который тоже пытается расширить ассортимент за счет программы импортозамещения (УЗТМ получил субсидию Фонда в 183 млн руб. на развитие валкового производства). По словам Дорохина, сейчас "Уралмаш" (в свое время его называли "заводом заводов" за технологическую мощь) отказался от планов по сокращению персонала и близок к тому, чтобы объявить набор.
"При новом собственнике в "Газпромбанке" мы провели несколько встреч. Мы убедили не делать резких сокращений для перепрофилирования производства. Количество работающих стабилизировано на уровне 3-3,5 тыс. человек. С будущего года на заводе будет набор работников на новые технологические линии. Обвальное банкротство удалось остановить, точка сжатия производства предприятия пройдена, сейчас оно будет расширяться. По моим данным на 2016 г. есть заказы на сумму 6 млрд руб. Я вижу результат", - рассказал Павел Дорохин.
Слово "импортозамещение" власти используют и применительно к "Титановой долине", у ОЭЗ сейчас восемь резидентов, областное правительство анонсировало, что еще две компании зайдут на площадку.
Депутат заксобрания Свердловской области, член комитета по промышленности Андрей Альшевских напоминает, что изначально там планировалось создать куда больше высокопроизводительных рабочих мест, чем есть сейчас. Реальную работу ведет только якорный резидент, компания ВСМПО-Ависма, говорит Альшевских.
"Порядка 3 млрд руб. бюджетных инвестиций в проект было вложено. Задача - создать к 2015 г. как минимум 1805 высокопроизводительных рабочих мест на этой площадке. Сейчас создано порядка 40 мест и это в основном работники управляющей компании, которые занимаются "Титановой долиной", - рассказал Накануне.RU депутат, усомнившись, что особую экономическую зону можно причислять к удачным импортозамещающим инициативам.
Наиболее серьезный фактор, препятствующий импортозамещению в стране - недостаточные технологические возможности отдельных предприятий из-за физического и морального износа оборудования и слишком малый объем поддержки (но и при нынешнем, как можно заметить, удается добиваться существенных результатов; для сравнения: на "антикризисную" поддержку банков был выделен 1 трлн руб.). Из-за кризиса ситуация может усугубиться: на 1% в федеральном бюджете 2016 г. сокращено финансирование блока "инновационное развитие и модернизация экономики", параллельно свои инвестиционные планы из-за кризиса "режут" промышленники.