Челябинская область может стать главным логистическим центром Нового Шелкового пути.
Для этого у региона есть удачное географическое расположение на транспортном перекрестке с востока на запад и с юга на север. Важную роль играет высокий промышленно-производственный и экономический потенциал Челябинской области и новый транспортно-логистический комплекс "Южноуральский", который сможет принимать с выходом на полную производственную мощность в пределах 2,5 млн тонн грузов в год. Как считают эксперты, появление при этом "веток" китайского проекта "в обход" нашей страны - не преграда, такая "подстраховка" Поднебесной - исторически определена, передает корреспондент Накануне.RU.
В мае 2015 года ТЛК начал работать и принимать грузы из Китая, при этом сроки доставки сократились с 50 дней до шести суток. Однако по мнению экспертов, у такого амбициозного проекта есть ряд недостатков, в том числе связанных именно с логистикой.
Напомним, Китай решил реанимировать проект Великого шелкового пути, который соединит страны Восточной Азии и Западной Европы. Планируется, что Новый Шелковый путь пройдет по Центральной Азии, России и Белоруссии. Однако есть и другие направления. В частности, закавказский транспортный коридор, связывающий Западный Китай и Балканы, который проходит через Азербайджан, Грузию и Турцию в обход России, а также морская часть шелкового пути.
В октябре на форуме "Евразийская экономическая перспектива", который проходил в Астане, губернатор Челябинской области Борис Дубровский заявил о стремлении региона стать одним из крупнейших логистических узлов Нового Шелкового пути. И для этого у области есть целый ряд конкурентных преимуществ, включая пересечение ключевых железнодорожных и автомобильных магистралей, наличие двух международных аэропортов, широкие возможности для создания сети логистических центров.
Так, регион стал инициатором создания на своей территории ТЛК "Южноуральский". Правительством России одобрены планы по созданию особой экономической зоны на прилегающей к ТЛК территории. В настоящий момент определены два ключевых маршрута импорта и экспорта товарных потоков между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией с использованием ТЛК "Южноуральский". Первый: ТЛК железнодорожной станции Ухань (провинция Хубэй, КНР) — Достык (Республика Казахстан) — Формачево (ТЛК, Челябинская область). И второй: ТЛК Урумчи (провинция СУАР, КНР) — Достык (Республика Казахстан) — Формачево (ТЛК, Челябинская область).
Кроме того, в 2015 году совместно с РЖД определены начальные этапы работы по строительству высокоскоростного участка железной дороги от Челябинска до Екатеринбурга с перспективным выходом на ВСМ "Москва-Пекин".
На прошедшем 23 декабря в Челябинске форуме "Международная транспортно-логистическая интеграция стран ЕАЭС и Новый Шелковый путь" эксперты выработали для правительства региона рекомендации по созданию и совершенствованию интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры стран ЕАЭС.
По мнению экспертов, глобализация и интеграция мировой экономики, увеличение транспортной мобильности населения, рост пассажиропотоков и грузооборота, необходимость быстро и свободно доставлять грузы и пассажиров из одного уголка планеты в другой привели к необходимости создания качественно новой системы международных транспортных связей и транзитных коридоров – возрождению идеи Шелкового пути.
Участники мероприятия подчеркнули, что актуальными на ближайшую перспективу остаются вопросы выбора сетевых маршрутов Шелкового пути, дальнейшего привлечения инвестиций и развития инфраструктуры. Как Россия, так и Казахстан могут стать одним из крупнейших логистических узлов Нового Шелкового пути. В силу своего географического положения обе страны располагают значительным транзитным потенциалом.
Так, географическое положение России позволяет организовать обслуживание транзитных грузопотоков между странами Европейского Союза (ЕС) и Азиатско–Тихоокеанского региона (АТР) в наземном сообщении силами и средствами транспортной системы страны.
Представитель минэкономразвития Челябинской области Андрей Столбиков подчеркнул, что область стремится стать главным логистическим центром Нового Шелкового пути. "Это так сложилось исторически, что когда-то мы имели транссибирскую магистраль, где Челябинск играл одну из ключевых ролей, транспортный узел, связывающий центральную, европейскую часть России с Дальним Востоком и Китаем. И сейчас мы хотим поддержать эту традицию, которая будет способствовать развитию экономики нашей области", - подчеркнул он.
По словам члена комитета по содействию внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты России Мавлита Ахтямова, Челябинская область находится на очень удачном транспортном перекрестке с востока на запад и с юга на север, кроме того, регион активно занимается внешнеэкономической деятельностью, в частности, товарооборот региона с Казахстаном составляет 3 млрд долларов из общего товарооборота России с Казахстаном в размере 21 млрд долларов.
"Инициатива Китая возродить Великий шелковый путь и пустить транспортные потоки, чтобы соединить юго-восточную Азию с Европой, используя потенциал ЕАЭС, очень систематична. План Великого шелкового пути очень многослойный. Если говорить о пути, то есть несколько ответвлений. Есть южный и северный пути, есть возможность использования североморского пути. Это план на долгую перспективу с гигантским объемом инвестиций", - считает Ахтямов.
Член Торгово-промышленной палаты РФ подчеркнул, что исторически сложилось, что шелковый путь проходил через Челябинскую область, и ее географическое положение позволяет и в настоящий момент сделать регион логистическим центром Нового Шелкового пути. "Исторически получилось так, что с севера на юг и с востока на запад проходит путь через Челябинскую область. Если брать другие регионы, например, Оренбургскую и Астраханскую области, то это будет все искусственно. То, что Челябинская область сопрягается с Казахстаном и далее выше идет Екатеринбург — это очень удачно, и не использовать эти географические возможности неправильно", - считает эксперт.
Президент фонда социально-экономического развития "Евразийское содружество", доктор экономических наук Виктор Каточков отметил, что исторически сложилось, что единого шелкового пути никогда не было, поэтому и при реализации проекта Нового Шелкового пути будет создано несколько направлений.
"Шелковых путей, транспортных коридоров было всегда несколько. Тот путь, который шел через Челябинск, это один из северных путей. Наверняка, такая же ситуация сложится и сейчас. Часть путей пойдет через Россию, часть вне России. Наша задача посмотреть возможности, где наиболее выгодно прокладывать торговые пути, а с ними и финансовые и информационные потоки. Где предложат лучшие возможности, там и пойдут товары, и будет развиваться экономика", - считает он.
Доцент кафедры экономики, торговли и логистики ЮУрГУ Георгий Грейз подчеркнул, что у России огромный транзитный потенциал, и его реализация поможет стране сойти с "нефтяной иглы". Однако страны Европы не заинтересованы, чтобы Новый Шелковый путь проходил через Россию.
"Россия занимает уникальное положение, она является промежуточной стороной между странами Европы и странами Востока, но это географическое положение используется недостаточно. Чтобы использовать транзит, должны быть факторы геоэкономические, геополитические, структурные и технологические. Геоэкономические факторы – это расположение территории, и с ним все нормально. Со всем остальным есть определенные проблемы. Существуют проекты различных маршрутов шелкового пути, еще в 2008 году эксперты обсчитывали, какой маршрут является наилучшим, и трансроссийский сравнивали с транскавказским. Тогда трансроссийский маршрут получил наивысший рейтинг, но, тем не менее, страны Запада стараются не использовать Россию в качестве транспортного коридора", - считает эксперт.
Кроме того, глобальный рейтинг логистической эффективности показывает, что Казахстан опережает Россию, а по таможенному оформлению РФ занимает 133 место из 160 стран.
"По оценкам экспертов, полное использование транзитного потенциала РФ может быть соизмеримо с доходом от экспорта энергоносителей. Даже если 15-20% от общего потока товаров с Запада на Восток и с Востока на Запад пойдет через Россию, это будет уже соизмеримо и даст стране возможность сойти с "нефтяной иглы", - отметил Георгий Грейз.
В связи с этим возрастает и роль проекта ТЛК "Южноуральский", его значение перерастает региональный уровень и может использоваться как эффективное звено глобальной транзитной транспортной системы Запад-Восток.
"Этот проект является одним из самых амбициозных проектов Челябинской области в сфере транспорта и логистики. С использованием этого комплекса и транспортной магистрали, которая к нему подведена, грузы из Китая в Россию идут порядка 10 дней, первый состав прошел за шесть дней. Расстояние существенно сокращается. Кроме того, предполагается, что этот комплекс будет обслуживать до 2 тыс. единиц большегрузного автотранспорта. Однако дорога, которая подходит к ТЛК "Южноуральский", в настоящий момент не в состоянии выдержать даже десятую долю того, что предполагается", - уверен эксперт.
По словам Георгия Грейза, в настоящий момент строительство ТЛК остановлено из-за отсутствия финансирования. "Губернатор принимает активное участие в реанимации этого строительства, поэтому есть надежда, что все то, что задумано, будет построено", - подчеркнул он.
Стоит отметить, что в декабре Борис Дубровский провел совещание на ТЛК "Южноуральский", где обсудил с руководством транспортно-логистического комплекса проделанную работу, концепцию развития, планы по расширению грузопотока на 2016 год, а также перспективы создания особой экономической зоны на прилегающей территории. Главу региона обеспокоило, что строительство ТЛК остановлено, и на самом объекте не было людей.
"Беспокоит, что сейчас на объекте нет людей, что все остановлено. Этот вопрос нам необходимо прояснить. Большой интерес вызывает этот проект, вы его строили, а мы всячески вас поддерживали. Я уверен, что мы не ошиблись в оценках, и есть серьезная перспектива, хочется, чтоб она начала реализовываться на практике", — заявил тогда Борис Дубровский.