В преддверии 23 февраля - Дня защитника Отечества - уральские военные и ветераны боевых действий оценили ситуацию на Украине, "вмешательство" США, работу по патриотическому воспитанию молодежи в России и ликвидацию военных кафедр в российских вузах. Ситуацию на Юго-Востоке Украины военные оценивают все, как один - идет истребление населения бандитами и националистами. При этом, они считают, что за всем ужасом гражданской войны на Украине реет американский флаг. Корреспондент Накануне.RU пообщался с ветераном боевых действий на территории Чеченской республики (2000-2002 гг.), депутатом Законодательного собрания Свердловской области Денисом Носковым, полковником запаса, ветераном войны в Афганистане, директором музея воинов-интернационалистов "Шурави" Николаем Салминым и подполковником запаса, ветераном Министерства обороны, обладателем Ордена За службу Родине III степени Игорем Рожиным, проходившим службу в том числе и на территории Украины в конце 70-х годов (Прикарпатский округ, 81-ая артиллерийская дивизия, базировавшаяся в городе Виноградове), а также в составе советских войск в Германии.
Вопрос: Как Вы оцениваете сегодня ситуацию на Юго-Востоке Украины?
Денис Носков: Сегодня ситуация на Украине продолжает оставаться напряженной. Вызвано это тем, что в результате вооруженного свержения режима год назад к власти пришли фашисты и националисты, которые явно действуют по указке Соединенных Штатов Америки и явно настроены не на мир, а на развитие конфликта на востоке Украины, к тому же, пытаются втянуть в этот конфликт Россию. Это видно по тому, что различные договоренности не выполняются, в том числе минские, опять гибнет мирное население и опять это делается по инициативе украинской армии, которой руководят фашисты и бандиты.
Николай Салмин: Мое отношение однозначно. События, происходящие и развивающиеся на Украине, - это все звенья одной цепи. На данный момент времени для мировых финансовых воротил и для Соединенных Штатов Америки Украина оказалась наиболее оптимальным вариантом, чтобы навредить России. Россия "становится на ногу", мы развиваемся, начинаем жить состоятельней, зарплаты растут, пенсии, мы видим, что наше руководство стремится к этому. Развивающаяся укрепляющаяся Россия просто никому не нужна, мы мешаем. Цель одна - Украина, она очень "лакомый кусочек" на границе с Россией, одна из точек, через которую будут пытаться переломить Россию, раздробить, избавить нас от Сибири, Урала и Дальнего Востока, - это все звенья одной цепи, это реальная война.
Игорь Рожин: Я служил в реактивном полку в городе Солотвино, это западная Украина, на границе с Румынией. Они (жители западной Украины) и тогда к нам сильной любви не питали, поэтому большой неожиданностью для меня то, что сейчас происходит на Украине, не является. И, все же, удивительно - вот это движение националистов и бандеровцев, возвращение свастики и так далее. То, что мы "москали", у западенцев было всегда, они всегда кричали, что у них фрукты, то и другое, и мы без них не сможем. Такая линия и тогда проходила, просто она сглаживалась. Я был в госпитале во Львове, там такое же было отношение. Яркого, конечно, антисоветского не было, но отношение было похуже.
Вопрос: Ни для кого не секрет, что сегодня мы наблюдаем откровенное переписывание истории: яркий пример - скандальные заявления западных политиков об освобождении "Освенцима" "украинцами" или о "нападении СССР на Германию".
Денис Носков: Переписывание истории имеет место. Они ее переписывают давно. И к нам в Законодательное собрание Свердловской области приезжали учителя из Севастополя и рассказывали, что начиная с 2000 года в украинских учебниках по истории начали искажать исторические факты. Например, был танк Т-34 и на нем на башне белыми буквами было написано "За Родину". Эта картинка - это реальная фотография. Она была во всех учебниках истории, был факт, что был такой танк. В учебниках, которые появились на Украине с 2000-х годов, было написано "За Украину". Учителя тогда поняли, что история начала переписываться. После этого уже в массовом порядке стали менять все главы, факты, описывать бандита Бандеру и националистические движения как героев.
Николай Салмин: Информационная война, которая ведется в том числе вот такими вот высказываниями, не менее страшна, чем "горячая война". Высказывания высокопоставленных деятелей в США, на Западе и так далее, - лично я считаю их высказываниями "отморозков от большой политики". Работа у них такая - вести информационную войну против России. Мы еще не то услышим. Информационная война имеет тенденцию нарастать, как снежный ком. Еще не то услышим и про "Освенцим", и про 70 лет Великой Победы, в конце концов, наверное, они просто дойдут до того, что это мы напали на нацистскую Германию, и великий Советский Союз обидел маленькую Германию. Мы это тоже еще услышим.
Игорь Рожин: Это вообще недопустимо. Мой отец - ветеран Великой Отечественной войны, он воевал на Невском плацдарме, под Ленинградом, был военным врачом. На войне он потерял обе ноги, поэтому в нашей семье о всех ужасах войны знают не по наслышке. Это тяжело передать даже самим участникам этой кровопролитной войны. Такие высказывания - это пропаганда. Правильно говорят, что американцы за этим стоят. Проанализируйте, что такое американцы? У них подготовка-то нулевая во всем, начиная от образования и кончая всем. Кто у них делает и толкает вперед науку? Они покупают готовых специалистов со всего мира: японцев, наших, всех. Они занимаются, а те дают им деньги, перспективы, ученые добиваются успеха. Если простого студента американца спросить, он действительно не покажет даже, где Сахалин. Они совсем не подготовлены, они в современном мире действительно ничего не знают. Им с детства впихивают в голову, что Америка самая свободная и великая страна, а если их сравнить, то... Не зря же на всех первенствах мировых, по информатике и т.д. победители-то в основном русские и японцы, американцев там вообще нет.
Вопрос: Ввиду такой ситуации на Украине еще более актуален вопрос патриотического воспитания в России. Как считаете, достаточно внимания ему уделяется?
Денис Носков: Сейчас воспитанию патриотизма будет уделяться гораздо больше внимания, но опять же мы в ЛДПР уже давным-давно заявляли, что эту работу нужно проводить. Сегодня она проводится не на должном уровне. Например, у нас в Госдуме была инициатива снизить избирательный возраст до 16 лет, т.е. право голосовать, а не быть выбранными. Партия власти ("ЕР", прим.) нас опять здесь не слышит и не поддерживает, хотя мы объясняем, что это нужно для того, чтобы занять молодое население, дать им право выбора, чтобы они чувствовали себя полноценными членами общества. Почему мы это предлагаем? Потому что как раз спецслужбами США во всех странах идет обработка именно этого слоя населения - от 16 до 18 лет - это население, легко подверженное "обработке". Американские психологи и спецслужбы, поняв это, выбирают именно этот возраст, чтобы выводить их на улицы. Таких людей "разжигают", мол вам в России не дают право, а вы уже взрослые, выходите на улицы, не слушайте власть, берите "коктейли Молотова", кидайте. Вот этот возраст и настраивают на радикальные меры, а мы предлагаем этот момент исключить и дать у нас в России людям активное избирательное право. На бумаге может быть и есть что-то, но в реальности работа по патриотическому воспитанию вузов недостаточна.
Николай Салмин: Мы не призываем нашу молодежь бросаться на амбразуры, а хотим просто, чтобы ребята выросли нормальными соображающими людьми. Им Россию строить и мир. Чтобы они учились на боли таких войн и конфликтов "разруливать" кризисные ситуации, - им руководить регионами, из них вырастут наши будущие губернаторы и президенты. Чтобы они учились строить жизнь и страну на мирных условиях, без войны.
Игорь Рожин: Сейчас работа по воспитанию патриотизма ведется не только в армии, но и в гражданской жизни, причем даже больше. Стараются.
Я считаю, что было бы еще лучше, если бы гражданские люди меньше лезли в армию, в командование. Ни для кого не секрет, что сейчас, во времена капиталистических отношений, как говорится, армия начинает зависеть от этого. Любой директор, который имеет вес, начинает этим делом пользоваться.
Вопрос: Ликвидация военных кафедр в вузах, наверняка, тоже здесь роль сыграла?
Денис Носков: Зря убрали военные кафедры в вузах. Сейчас кричат про ГТО, а зачем убирали? Вот там разрабатывают системы - а что их разрабатывать, если они еще в СССР были разработаны? Взять их и применить на практике. Лет 10 разрабатывали эти новые нормативы и сейчас их внедряют.
Зачем убирают кафедры военные из институтов? Сейчас опять же приходят к тому, чтобы посылать людей на сборы. Уже в школьные годы можно людей азам обучать, тем более, многие идут после школы туда и им это пригодится.
Игорь Рожин: Я всегда считал ошибкой, что военные кафедры убрали во всех институтах. Военная кафедра должна быть, просто, может, другая должна быть система: не должно так быть, что молодой лейтенант приходит на кафедру и от лейтенанта до подполковника или полковника получает там знания, - на них надо служить не более пяти лет, а затем обратно в войска, потом через 2-3 года обратно на кафедры. Почему они обязательно должны быть? Вы сами прекрасно понимаете, что вдруг профессор, и что, если приспичило, пойдет солдатом служить? И взводные нужны. Офицер есть офицер. С него и спроса больше, а сержант - он такой же, как рядовой, у них все равно с рядовыми панибратство. Будем так говорить, вот студенты учились вместе в вузе, выпускаются, один становится министром, а другой простым инженером, а все равно инженер считает, что он такой же, как министр, вместе же окончили, а на самом деле разные. Сам человек вряд ли признается, что он намного ниже другого, - такова человеческая природа.