Еврокомиссия опубликовала первый официальный документ, в котором описаны меры по созданию европейского энергетического союза. Новая концепция энергосоюза не потеряла откровенно антироссийской направленности, но о совместных закупках газа упоминается лишь вскользь, а основной упор сделан на более реалистичные и потому более опасные для РФ идеи.
ЕК хочет получить значительную часть суверенных полномочий государств ЕС для проведения внешней энергополитики союза. "Когда ЕС обсуждает соглашения со странами, которые важны с точки зрения безопасности энергопоставок, Еврокомиссия намерена в приоритетном порядке обсуждать вопросы доступа к ресурсам",— говорится в документе. Показателен и список потенциальных партнеров ЕС. По мнению ЕК, союзу нужно добиться стратегического сотрудничества с Алжиром, Турцией, Азербайджаном, Туркменией и странами Ближнего Востока. Трехсторонний меморандум о взаимопонимании по строительству Транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном (с дальнейшим экспортом в Европу) ЕК собирается подписать уже в этом году.
Зато Россия — крупнейший поставщик нефти, нефтепродуктов и газа и один из крупнейших поставщиков угля и ядерного топлива в ЕС — в число стратегических партнеров не вошла. "ЕС рассмотрит переформатирование энергетических отношений с Россией, когда сложатся подходящие условия",— это единственное упоминание страны в документе.
Вместе с тем в нем подробнее всего освещены задачи диверсификации поставок именно в тех сферах, где зависимость от России наиболее велика. Основное внимание уделено газу, также ЕК предлагает ужесточить контроль над ядерными проектами и контрактами.
Наиболее существенным для будущих отношений с РФ является желание ЕК на самой ранней стадии получать информацию о готовящихся межправительственных соглашениях в сфере энергетики между государствами ЕС и третьими странами. Сейчас ЕК получает копии таких соглашений только после их подписания. Комиссия хочет участвовать в переговорах и влиять на содержание соглашений — в частности, включать в них некие "стандартные условия". Более того, ЕК предлагает изменить европейское законодательство (Security of Gas Supply Regulation от 2010 года), чтобы заставить газовые компании публиковать существенные условия контрактов на закупку газа.
Сейчас все долгосрочные зарубежные контракты российских компаний по поставкам нефти и газа подтверждаются межправительственными соглашениями, такая форма дает наибольшие гарантии инвесторам. Если ЕК сможет влиять на содержание соглашений и контрактов, она получит инструмент для давления на импортеров — например, чтобы вынудить "Газпром" согласиться на определенный уровень цен и условия поставки (возможность виртуального реверса газа, спотовое ценообразование и т. д.