По данным опросов Росстата деловая активность в российской промышленности в январе продолжила ухудшаться — несмотря на рост промпроизводства в минувшем декабре на рекордные 3,9% в годовом выражении. Причины — снижение промышленниками оценок спроса на продукцию, а также ухудшение ожиданий в добыче на ближайшие полгода.
В обработке фиксируется незначительное улучшение прогнозов (число оптимистично настроенных респондентов увеличилось на 1-3%). В итоге баланс негативных и позитивных оценок спроса и выпуска в обработке подрос на 1 процентный пункт — до минус 9%, в добыче остался без изменений (минус 7%). С учетом сезонности, однако, оба индикатора показали заметное снижение по сравнению с декабрем прошлого года.
В центре конъюнктурных исследований НИУ-ВШЭ, исходя из данных Росстата, говорят о неоднозначности сложившейся ситуации: в металлургии на фоне замещения поставок с Украины положение респондентов за месяц улучшилось, тогда как добытчики, наоборот, работают на пределе спроса на свою продукцию. Об улучшении ожиданий от импортозамещения заявили и представители пищевой промышленности.
По данным еще одного индикатора — индекса менеджеров по закупкам (PMI) в обрабатывающих отраслях, рассчитываемого Markit Economics по заказу банка HSBC,— в январе, напротив, произошло сильнейшее с лета 2009 г. снижение деловой активности, а также первое сокращение не только ожиданий, но и фактического объема выпуска. Значение индекса составило 47,6 пункта против 48,9 пункта в декабре 2014 г. (падение ниже 50 пунктов означает ухудшение деловой активности). Рекордным, по данным PMI, стало и ускорение инфляции закупочных цен, прирост которых стал самым значительным за последние десять лет, пишет "Коммерсант".
На фоне снижения спроса и ухудшения финансового состояния предприятий фактическое значение показателя промпроизводства в январе будет близким к нулю либо немного уйдет в минус, ожидают аналитики.