На очередном совещании по ситуации на рынке труда, которое прошло в Минтруде 6 февраля, обсуждалась ситуация в железнодорожном машиностроении. По данным Минпромторга, почти все участники отрасли приостанавливают, сокращают или закрывают производство. Тенденция к спаду рынка подвижного состава наблюдалась еще в 2014 г. (производство сократилось на 15,3%, численность сотрудников снизилась на 6,7%, до 225,9 тыс. человек). Но теперь проблемы выглядят гораздо более серьезными.
Так, Алтайвагонзавод (входит в "Сибирский деловой союз") еще в октябре 2014 г. перевел своих сотрудников на четырехдневную рабочую неделю, а "Рузхиммаш" (входит в "Русские машины") планирует это сделать с 1 апреля. В целом заводы собираются сократить в этом году 34% (2,7 тыс. человек) и 31% (1 тыс. человек) персонала соответственно, поскольку до сих пор не имеют заказов, а по стресс-сценарию Минпромторга выпустят в этом году только по 500-700 вагонов (мощности каждого — 9-9,7 тыс.). При сохранении текущей ситуации они уже в марте могут остановиться.
С января стоит "Промтрактор-Вагон". Сократить персонал или отправить часть сотрудников в вынужденный отпуск планируют крупнейший в отрасли Уралвагонзавод (с 4 февраля в отпуск отправлено несколько тысяч человек; по стресс-сценарию выпустит в 2015 г. 7 тыс. вагонов при мощности более 25 тыс.), Орский вагонный завод (введено внешнее наблюдение), Барнаульский и Рославльский вагоноремонтные заводы. Подконтрольный УВЗ ООО "ЧТЗ-Уралтрак" (тракторы, двигатели, запчасти) до мая планирует сократить 81,8% персонала (6,14 тыс. человек).
Столь же сложная ситуация в секторе пассажирских вагонов: с 9 февраля встали Тверской вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, на 30% недозагружен ряд цехов "Метровагонмаша" (все три входят в "Трансмашхолдинг"). Неизвестно лишь о сокращениях на Тихвинском вагоностроительном заводе Александра Несиса (планирует выпустить в 2015 году 5-14 тыс. вагонов).
Не лучше ситуация и у производителей локомотивов (основной — "Трансмашхолдинг", который к лету планирует сократить 20% персонала). Их единственным заказчиком является ОАО РЖД, но монополия до сих пор не заключила контракты, поскольку предназначенные на это 100 млрд руб. из ФНБ.
Минпромторг планировал предложить несколько мер для стабилизации ситуации, например обязать ОАО РЖД и его дочернюю Федеральную пассажирскую компанию закупить не менее 300 плацкартных вагонов, запретить продление ресурса грузовых вагонов и крупного вагонного литья. Но вошли ли эти пункты в протокол совещания, выяснить не удалось, пишет "Коммерсант".