Новости
СП: Стоимость крупных государственных строек завышалась на 20–45%
Экономика | В России

Счетная палата выявила схему, при которой стоимость крупных государственных строек завышалась на 20–45%. Аудиторы раскритиковали Минстрой и подведомственные ему организации, которые занимаются разработкой и утверждением сметных нормативов в строительстве. В министерстве заявили, что уже работают над новым подходом в ценообразовании.

Счетная палата России представила результаты проверки ценообразования в строительстве, при котором используются средства федерального бюджета. Существующий процесс сметного нормирования приводит к увеличению расходов и распространению коррупции, сделали вывод в СП.

У аудиторов возникли серьезные претензии к Минстрою и его подведомственным организациям, следует из сообщения с результатами проверки.

В частности, речь идет о работе федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главгосэкспертиза России") и федерального автономного учреждения "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" (ФАУ ФЦЦС).

С 2004 года выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства занимались Росстрой и Минрегион. В ноябре 2013 года было создано Министерство строительства и ЖКХ (Минстрой), которое взяло на себя эти функции. ФЦЦС и "Главгосэкспертиза" — подведомственные организации министерства. ФЦЦС занимается разработкой и проведением экспертизы сметных нормативов, которые используются для расчета объема финансирования строительства. Главгосэкспертиза проводит экспертизу проектной и сметной документации.

Большая часть претензий аудиторов касается деятельности ФЦЦС по разработке и экспертизе сметных нормативов.

Счетная палата делает акцент на том, что еще в 2012 году Госстрой утвердил классификацию сметных нормативов "без каких-либо законодательных оснований".

Сейчас федеральный реестр включает в себя государственные, территориальные, отраслевые и индивидуальные сметные нормативы, которые утверждаются на соответствующих уровнях — федеральном, региональном, уровне отраслевых министерств и ведомств или заказчиком в составе проекта в случае индивидуальных.

"Теоретически эта система должна обеспечивать уточнение расчетов от уровня к уровню, к тому же существует положение, согласно которому стоимость СМР (строительно-монтажные работы), определенная с использованием территориальных сметных нормативов, не должна превышать расчеты с использованием федеральных расценок и индексов, однако на практике это реализуется не всегда", — рассказывает ведущий эксперт по сметному ценообразованию практики "Сопровождение строительства" консалтинговой группы "НЭО Центр" Ирина Долгих.

Такая классификация, особенно в части индивидуальных и отраслевых нормативов, приводит к увеличению сметной стоимости строительства объектов на 20–45%, подсчитали аудиторы. Счетная палата заявила о раскрытии схемы, по которой крупным госкомпаниям так увеличивали сметную стоимость строительства, которое велось с использованием бюджетных денег.

Отраслевыми нормативами часто пользуются крупные государственные заказчики, в том числе "Росатом", ФСК ЕЭС и РЖД, приводят примеры аудиторы. А индивидуальный, например, использовался при создании научно-образовательного комплекса "Приморский океанариум" во Владивостоке, сейчас СК расследует уголовное дело о хищениях при его строительстве.

Индивидуальные нормативы применялись и при строительстве космодрома Восточный, сметная стоимость которого, как заявляла ранее глава Счетной палаты Татьяна Голикова, была увеличена на 20%, или 13,2 млрд руб.

Счетная палата описывает схему: крупные компании обращаются в ФЦЦС для разработки сметных нормативов, причем эта услуга платная. Например, как подсчитали в СП, стоимость разработки только двух сметных нормативов для "Росатома" и космодрома Восточный составила 994 млн руб.

Разработкой нормативов для ФЦЦС занимаются сомнительные коммерческие организации, которые для придания им статуса используют государственные названия (например, "Госнорматив") и соответствующую символику. "Фактически большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой", — заявляют в Счетной палате.

В результате экспертизу нормативов зачастую проводили сотрудники, которые их же и разрабатывали, говорят аудиторы, отмечая также и отсутствие в центре квалифицированных кадров.

"Государственная функция разработки и экспертизы сметных нормативов отдана Минстроем России фактически на откуп коммерческим структурам", — заключили в СП.

Помимо этого аудиторы нашли нарушения в ведении Минстроем федерального реестра: нет обоснований разработки более 140 нормативов, 80 внесены с нарушениями, а сам реестр не внесен в перечень общедоступной информации. Кроме того, на сайте министерства разделы реестра и документы в них не соответствуют классификации, утвержденной приказом Госстроя, что свидетельствуют о превышении полномочий, говорят в СП.

Минстрой и его предшественники не приняли мер для того, чтобы снизить сметную стоимость объектов, заключают аудиторы.

Минстрой признает наличие серьезных проблем в деятельности ФЦЦС и заявляет, что приступил к их ликвидации: проверки министерства совпали с выводами Счетной палаты и ФАС.

"Аффилированность коммерческих организаций должны доказать правоохранительные органы. Однако та схема по ценообразованию, которая работала в ФЦЦС на протяжении 11 лет, изначально не устраивала Минстрой", — заявили "Газете.Ru" в пресс-службе министерства, отметив, что оно было создано менее полутора лет назад.

Минстрой провел проверку работы ФЦЦС и признал ее неэффективной, непрозрачной и не отвечающей государственным задачам по ценообразованию в строительстве с привлечением бюджетных средств, рассказали в министерстве. По словам представителя Минстроя, Ермолаева уволили как раз за то, что "при формировании основных факторов цены на строительство необоснованно привлекались коммерческие организации, объективность оценок которых и вызвала серьезные вопросы".

Ермолаев покинул свой пост в конце декабря, о причинах в сообщении центра не указано. "Коллектив ФАУ ФЦЦС желает ему успехов в реализации новых масштабных государственных задач. С 23 декабря 2014 года обязанности руководителя учреждения возложены на первого заместителя ФАУ ФЦЦС Марата Чабдарова", — говорится в нем.

Документы по деятельности Ермолаева уже находятся в правоохранительных органах, отмечают в ведомстве.