Общественники выступили с инициативой строительства метрополитена в Екатеринбурге. Такое предложение появилось на сайте РОИ.
В настоящее время строительство метро в столице Урала в прямом смысле слова - "больной вопрос". Необходимость такого строительства сегодня понимают все, однако средств нет. Так, после сдачи Екатеринбургским метрополитеном в эксплуатацию станций "Ботаническая" и "Чкаловская" в 2011 и 2012 годах соответственно, зашла речь о строительстве второй линии, оцениваемой по разным подсчетам от 40 до 80 млрд руб. Такими денежными средствами ни город, ни область не располагают. В рамках подготовки к ЧМ-2018 и ЭКСПО 2020 город рассчитывал получить федеральные деньги на строительство четырех станций второй линии, однако в 2013 году федерация отказалась выделять такую большую сумму денежных средств, ссылаясь на дороговизну проекта, а также отсутствие необходимой документации. На 2014 и 2015 годы на строительство этой линии также не началось и далеко не факт, что начнется в обозримой перспективе, в том числе из-за непростой экономической ситуации в стране.
Авторы инициативы отмечают, что дороговизна проектов и недостаточность средств - это проблемы всех муниципалитетов, занимающихся строительством метро, однако те же Казань, Самара и Нижний Новгород, приближенные по бюджету к Екатеринбургу, несмотря на такую же непростую финансовую ситуацию, занимаются развитием метро за счет того, что станции строятся исходя из реальных располагаемых денежных средств.
По мнению общественников, опираясь на опыт строительства метрополитена в Казани, Самаре и Нижнем Новгороде, предпочтительнее не ждать годами огромное финансирование второй линии метрополитена, останавливая развитие метро в принципе, а как можно скорее переформатировать развитие Екатеринбургского метрополитена со строительства второй линии, полного неопределенности, на достройку первой линии в направлении севера и юга. Стоит отметить, что по примерным расчетам специалистов, цена вопроса 16,3 млрд руб. (с учетом затрат на проектирование).
"Сумма строительства 16 млрд руб., выделяемых в период 2016-2023 гг. в рамках подготовки к празднованию 300-летия Екатеринбурга, складывается из следующих цифр: 4 млрд руб. – федеральный бюджет; 6 млрд руб. – городской бюджет, 6 млрд руб. – областной бюджет. При этом, чтобы успеть сдать обе станции в эксплуатацию к 300-летию города, необходимо уже в 2015-м году дать старт проектированию", - отмечают авторы инициативы.
Особое внимание авторы проекта уделяют практическому результату строительства метро. Так, например, строительство первой линии метрополитена будет способствовать развитию метро согласно утвержденному еще в советское время генплану, а также поднимет статуса города, как участника всероссийских и международных событий, таких как ЧМ-2018, "Иннопром" и другие.
Кроме того, строительство метро позволит местным жителям, живущим в районе станций, быстро передвигаться в центр города и другие его части. В настоящее время в районе обеих станций построено много домов и строятся новостройки: ЖК "Каменные ручьи", ЖК "Рощинский" и т.д.
"Рядом с местом предполагаемого строительства станции "Бакинских Комиссаров" есть большой 16-этажный дом по адресу ул. Бакинских Комиссаров, 173. Помимо него, рядом много и других домов по ул. Бакинских Комиссаров и пр. Космонавтов в направлении Верхней Пышмы. Также вблизи находится ТЦ "Metro Cash&Carry", ТЦ "Мегамарт" и гипермаркет "Castorama", что тоже внесет свой вклад в увеличение пассажиропотока", - отмечается в проекте.
Метро также даст возможность людям, приезжающим в Екатеринбург на непродолжительный период из Среднеуральска и Верхней Пышмы, быстро приехать в центр города в обход транспортных заторов, оставив машину на бесплатной перехватывающей парковке. Тоже самое касается и приезжих из Сысерти и соседней Челябинской области.
В целом же строительство метро в Екатеринбурге поможет снизить транспортную нагрузку города: снизить трафик, количество личного, городского и иногороднего транспорта в центре уральской столицы без каких-либо запретительных, не всегда при этом оправданных, мер. Более того, строительство подземки, по мнению авторов инициативы, существенно увеличит пассажиропоток.
Общественники отнюдь не призывают перейти "от слов к словам", а выступили с конкретными предложениями. Среди них - переформатирование дальнейшего развития Екатеринбургского метрополитена со строительства четырех станций второй линии на достройку первой линии в северном и южном направлении; а также продление первой линии на север и юг (станции "Бакинских Комиссаров" и "Уктусские горы") с обустройством бесплатных перехватывающих парковок для приезжающих людей из областных городов.
Ввиду этого, авторы инициативы предлагают разработать и утвердить проект станций мелкого заложения "Бакинских комиссаров" и "Уктусские горы", а также тоннелей к ним (1,1 км и 2,2 км соответственно) за счет городского бюджета (400 млн руб.). Для этого, по мнению общественников, необходимо объявить тендер на проектирование уже в этом году, а 400 млн руб. заложить в городской бюджет следующего года; пройти госэкспертизу проектной документации обеих станций в Москве в 2016 году и начать строительство станций в августе следующего года.
"Строительство станций и проходка тоннелей будут производиться за счет финансирования из городского, областного и федерального бюджетов в рамках подготовки к празднованию 300-летия города Екатеринбурга в период с 2016 по 2023 годы. Общая сумма самого строительства по примерным расчетам составляет 16 млрд руб., выделяемых в период 2016-2023 гг. в рамках подготовки к празднованию 300-летия Екатеринбурга, из которых 4 млрд руб. – федеральный бюджет; 6 млрд руб. – городской бюджет, 6 млрд руб. – областной бюджет", - говорится в проекте.
Общественники отмечают, что город и область должны вносить равный вклад в ежегодное строительство метро, а федеральный бюджет может дать на достройку первой линии метрополитена в рамках подготовки к празднованию 300-летия города возможно не более 4 млрд руб. Кроме того, ежегодные затраты каждого из трех источников финансирования не должны превышать 1 млрд руб., таким образом ежегодное финансирование не может превышать 3 млрд руб. Федеральный бюджет не может привносить ежегодный вклад больше, чем городской и областной вместе взятые, а также федеральный бюджет начинает софинансирование строительства метро в рамках подготовки к 300-летию города только на третий год строительства.
"Безусловно, эти цифры не являются окончательными и могут варьироваться, как в ту, так и в другую сторону, по причине того, что определить стоимость строительства с точностью до 1 тыс. руб. возможно только после старта проектных работ. Однако эти цифры все же примерно показывают и дают понять, что проект по строительству двух станций метро к 300-летию города в целом реалистичен, чего нельзя сказать о строительстве второй линии метрополитена, оцениваемого в 40-80 млрд руб", - отмечают авторы проекта.