Включение челябинского фонда "За природу", который занимается "контролем" строительства Томинского ГОКа, в реестр иностранных агентов, может быть последствием борьбы организации с проектом "Русской медной компании", однако политологи склонны считать, что это формальная ситуация – по России в перечень финансирующихся из-за рубежа экологических обществ попали более 40 НКО.
Как передает корреспондент Накануне.RU, Челябинский региональный благотворительный фонд "За природу" был создан в 2002 году лидерами экологических общественных объединений Уральского региона. Первоначально фонд создавался как инструмент помощи жителям области, пострадавшим от воздействия радиации. После нескольких лет деятельности фонд расширил сферу своей деятельности.
"Основными целями фонда является содействие социально-экономическому развитию Челябинской области и формирование благоприятных условий, способствующих привлечению инвестиций в сферу здравоохранения и охраны окружающей среды", - говорится на сайте организации.
В перечне "экологических побед" фонда числятся выигранный в 2002 году суд по запрету ввоза более 370 тонн радиоактивных отходов с атомной станции "Пакш" (Венгрия) на территорию области, ряд судов против строительства ЛЭП вблизи жилых домов и уменьшения границ водоохранных зон водных объектов Челябинска. Также организация участвовала в деле о запрете полетов Су-24 над Челябинском, защите Челябинского городского бора.
"Фонд активно сотрудничает с общественными объединениями, как в России, так и за рубежом, такими как: "Движение за ядерную безопасность", "Теча", "Социально-экологический союз", "Гринпис России", "Norges Naturvernforbund" (Норвегия) "Government Accountability Project" (США), "Alliance for Nuclear Accountability" (США) и другими, принимая участие в совместных проектах", - говорится на сайте фонда.
То, что фонд получал средства от иностранцев, в организации не скрывают. Другое дело, что по закону экологи должны были сами подать уведомление, что являются иностранным агентом. Теперь организации может грозить штраф до 1 млн руб.
Руководитель фонда Андрей Талевлин считает, что внимание Минюста могло привлечь пожертвование неправительственной общественной организаций "Норвежское общество охраны природы". Он отмечает, что пожертвования от норвежцев приходили ежегодно на протяжении последних трех-четырех лет, а организация добросовестно отчитывалась о поступающих суммах. По информации эколога, общий оборот фонда "За природу" в год не превышает 1 млн руб. Средства идут на оплату командировок, аренды офиса, зарплату бухгалтера и веб-дизайнера, который модерирует сайт. Вся информация о движении средств размещается на сайте Минюста, в том числе и итоги аудиторских проверок.
"На какие конкретно цели переводится пожертвование, не пишется. Мы вправе сами смотреть, на какие нужды направлять средства. Мы каждый год подавали уведомления в Минюст, на какие цели тратим. Там не такие большие суммы", - пояснил Талевлин.
По его оценке, травля организации в СМИ началась после старта проекта "Стоп ГОК" против строительства Томинского ГОКа, который реализует "Русская медная компания".
"Не могу прямо обвинить, но косвенно это подтверждается, что есть какая-то заинтересованность структур, относящихся к РМК. Мы к этому готовы, потому что никогда эти компании не отличались чистоплотностью. Самое обидное, что органы власти потворствуют нашим оффшорным компаниям", - сообщил Талевлин.
Организация выпускает информационный бюллетень "Стоп ГОК", который полностью посвящен экологической оценке строительства Томинского ГОКа. Примечательно, что РМК неоднократно указывала на срежессированность действий движения "Стоп ГОК".
То, что против экологов может работать команда РМК, эксперты не отрицают, однако трудно представить, чтобы на уровне Челябинской области был персональный запрос "политической охоты" на эколога Андрея Талевлина и его организацию.
Политолог Александр Мельников отмечает, что включение различных НКО по стране в реестр иностранных агентов носит сугубо юридический характер – здесь лучше доверять правительственным организациям и суду, которые находят признаки зарубежного финансирования.
В конкретной ситуации с экологическим фондом "За природу", безусловно, оппозиция подчеркивает политическую составляющую.
"Тема экологии для региона очень острая. В Челябинской области вопросы экологии и политики очень часто неразрывно переплетены. Непонятно, где заканчивается одно и начинается другое. Естественно, взаимные подозрения будут всегда. С одной стороны звучат подозрения, что экологи отрабатывают некие политические заказы за денежные вознаграждения. С другой стороны сами экологические организации в подобных случаях видят не столько выполнение закона, сколько их преследование за их позицию", - комментирует Мельников.
Он считает, что деятельность челябинского фонда не столь радикальна, чтобы его преследовать.
"Они достаточно сдержанную политическую позицию занимали. Не видел я у региональных властей какого-то великого запроса преследовать фонд. Все-таки Талевлин достаточно системный политический деятель, несмотря на некоторые оппозиционные действия в сфере экологии. Если уж смотреть на другие общественные несистемные оппозиционные организации, то к ним бы могло быть более пристально внимание. Допускаю, что история чисто формальная", - считает Мельников.
Добавим, что кроме челябинского фонда, в список иностранных агентов попали такие экологические организации, как "Экозащита" (Калининградская область), "Эковахта" (Краснодарский край) и другие, всего более 40 обществ.
Пока фонд "За природу" получил уведомление о составлении протокола об административном правонарушении. Самого акта проверки в организации еще нет. Так или иначе, теперь экологам предстоит судебное разбирательство - решение о штрафе выносит суд.