На следующей неделе, скорее всего, закончится очередной этап перекраивания властной структуры "большой Тюменской области". Депутаты рассмотрят поправки в устав о расширении полномочий губернатора юга Тюменской области Владимира Якушева, автономные округа ХМАО и ЯНАО не протестуют, а эксперты предполагают, что это первый шаг к структурному объединению тюменской "матрешки", передает корреспондент Накануне.RU.
19 марта тюменские депутаты во втором чтении рассмотрят вопрос о поправках в устав области. Поправок только две: один пункт гласит, что губернатор отныне будет вносить на рассмотрение президента кандидатуры на пост глав автономных округов, другой – о том, что губернатор обеспечивает "взаимодействие между органами исполнительной власти области и органами исполнительной власти автономных округов, входящих в состав области, в целях устойчивого социально-экономического развития области и автономных округов, входящих в состав области, социального благополучия населения области и автономных округов".
Если с назначением губернаторов уже все понятно – соответствующие законы были приняты в автономных округах, а их главы, у которых в этом году истекали полномочия, переназначены президентом в качестве исполняющих обязанности, то вторая поправка была достаточно жестко встречена представителями северных территорий. Эти вопросы должны были рассматривать заксобрания автономий, однако этого пока так и не было сделано. Без обсуждения из регионов пришли единодушные отзывы – надо принимать.
"Самое удивительное, что во время обсуждения законопроекта в первом чтении было много высказываний со стороны автономных округов о том, что область влезает в полномочия округов, а ко второму чтению заключения со стороны губернаторов и дум округов пришли написанные как под копирку – замечаний нет", – рассказал Накануне.RU вице-спикер облдумы, депутат от ЛДПР Владимир Сысоев.
По словам депутата, принятие поправок действительно станет расширением полномочий губернатора Тюменской области Владимира Якушева, фактически, он получит возможность напрямую взаимодействовать с департаментами окружных правительств, по сути минуя губернаторов и председателей правительств автономий.
"Важно понимать, что сегодня согласно 184 ФЗ, Тюменская область делегировала округам определенное количество полномочий, они были подкреплены деньгами, которые формирует и бюджет автономных округов, и теми, которые поступают по программе "Сотрудничество". За эти полномочия отвечает то лицо, кому они делегированы – губернаторы округов. Но никто не понимал ответственности губернатора Тюменской области – он их делегировал и отвечает за них, в любой момент он их может затребовать обратно, за неэффективное распоряжение этими полномочиями. А они касаются образования, здравоохранения, строительства, они очень важны", – пояснил Сысоев.
Не стоит исключать и фактора "матрешки". Разговоры об объединении субъектов идут многие годы, каждый шаг или неосторожное слово чиновников зачастую трактуют как возврат к этой идее. Усиление губернатора Тюменской области, на первый взгляд, выглядит неким шагом в этом направлении, но отнюдь не означает этого.
"Безусловно, поправки в устав – это серьезный шаг к новой перестройке тюменской "матрешки". Пока рано говорить об объединении округов в рамках Тюменской области с самой Тюменской областью, но это серьезный шаг. Формально у нас округа действуют в составе Тюменской области, с точки зрения данной законодательной инициативы, этот шаг абсолютно логичен. Раз они являются субъектами федерации в составе Тюменской области, то и изначальная инициатива должна исходить от губернатора Тюменской области. В конце 1990-х - начале 2000-х это было несколько утрачено, округа получили максимум независимости. Сейчас происходит определенное "возвращение к истокам", – отметил в беседе с Накануне.RU тюменский политолог Аркадий Либерман.
Он уверен, что объединение пойдет на пользу стране, потому что "России нужны сильные, монолитные регионы", особенно в условиях нестабильной внешнеполитической ситуации и приближающегося внутреннего кризиса.
С ним не согласен Сысоев, он приводит в пример соседний Красноярский край, который при сопоставимом населении имеет втрое меньший бюджет региона.
"С точки зрения бюджетных процессов, это крайне неблагоприятно для территории. И то, что автономные округа принимают это, мне непонятно – либо не вникают глубоко, либо не хотят, либо есть указание сверху", – предполагает депутат.
Стоит отметить, что сами главы регионов "матрешки" - Владимир Якушев, Наталья Комарова, Дмитрий Кобылкин - высказывались против объединения, если этого не хотят жители. И вряд ли стоит ожидать серьезных изменений в связи с принятием поправок в отношениях между субъектами. Итоговое согласие губернаторов с поправками, вероятно, стало следствием переговоров "внутри регионов, между регионами и вне регионов", и совместной выработки взвешенной позиции по этому поводу, отметил в беседе с Накануне.RU политолог, руководитель уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
Тем не менее, по его словам, существующая структура взаимоотношений – "уникальный для России анклав", который в большой степени является "данью времени", и сколько еще просуществует – вопрос открытый. Однако, в настоящий момент вносимые поправки рассматривать как некую даже гипотетическую угрозу политической стабильности не стоит.
Владимир Сысоев убежден, что если в государстве действительно задан курс на объединение этих трех субъектов, то об этом нужно "прямо сказать". Тогда будет понятно, чего ждать, над чем работать и как это будет реализовываться. Самим же жителям в большинстве своем вообще безразлично, какова административная и управленческая структура региона, а важен уровень жизни. В политическом смысле, эти вопросы интересны только "бюрократическому аппарату, на котором это отразится в первую очередь".
Что касается Владимира Якушева, Аркадий Либерман уверен, что поправки в устав фактически закрепят за ним ведущую роль в таких крупных проектах, как программа "Сотрудничество", "Урал промышленный – Урал Полярный" (реализуется "Корпорацией развития"), но в них тюменский глава и так играл важную роль. Если же говорить о кадровой политике, эксперты уверены, что Владимир Якушев этим не будет злоупотреблять. Первые же выводы стоит делать лишь через несколько месяцев после утверждения депутатами новых губернаторов ХМАО и ЯНАО в сентябре.