Работу Крыма по возвращению в состав России следует проводить только при условии абсолютного согласия людей, проживающих там. Это было ключевой мыслью президента России Владимира Путина год назад. Об этом Путин рассказал в фильме Андрея Кондрашова "Крым. Путь на Родину", уже вышедшем в эфире телеканала "Россия 1" на Дальнем Востоке.
Тогда, в феврале 2014 г., проведя уникальную операцию по спасению легитимного президента Украины Виктора Януковича, российский президент "всем своим коллегам, а их было четверо, сказал, что ситуация на Украине развернулась таким образом, что мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России".
"Мы не можем бросить эту территорию и людей, которые там проживают, на произвол судьбы, под каток националистов. И поставил определенные задачи, сказал, что и как мы должны делать, но сразу же подчеркнул, что мы будем делать это только в том случае, если будем абсолютно убеждены в том, что этого хотят сами люди, которые проживают в Крыму", — рассказал президент России.
"Говорю вам совершенно откровенно, честно говорю вам. Про себя подумал: если люди так захотят, значит, так тому и быть. Значит, они будут там с большей автономией, с какими-то правами, но в составе Украинского государства. Пусть так и будет. Но если они захотят по-другому, то мы не можем их бросить", — сказал президент.
Между тем, последствия госпереворота ощущали на себе тысячи людей. 20 февраля сторонники майдана остановили под городом Корсунь-Шевченковский колонну автобусов с крымчанами, возвращавшимися из Киева с акции "Антимайдан". Автобусы были разбиты и сожжены. Корсуньский погром, как эту трагедию сразу назовут в Крыму, по данным МВД Украины унес жизни 7 человек. Из 8 крымских автобусов националисты в Черкасской области сожгли четыре. Более 20 человек пропали без вести.
"Они били, они видели нашу кровь, они видели нашу боль и стояли, смеялись, — вспоминает старший автобусной колонны. — Это им доставляло удовольствие. О чем можно говорить? По той трагедии мы просто поняли, что нам оставаться в Украине нельзя. Это фашисты, это откровенные фашисты, откровенные бандеровцы".
"Когда мы увидели вспышку самого крайнего национализма, стало ясно, что для людей, которые проживают именно в Крыму, могут настать очень тяжелые времена. И только тогда, я хочу это подчеркнуть, возникла мысль о том, что мы не можем просто так оставить людей, бросить людей в беде в этой ситуации", — рассказал Путин.
По словам президента, мыслей об "отторжении Крыма" у него не возникало вплоть до начала вооруженного захвата власти на Украине.
Когда население Крыма оказалось в опасности, "я об этом сразу подумал и первое, что я сделал, это поручил администрации президента провести закрытый опрос общественного мнения по поводу настроения в Крыму, отношения к вопросу о возможном присоединении к России", вспоминает Путин. "Выяснилось, что желающих присоединиться к России там 75 процентов от общего состава населения", — приводят его слова Вести.RU.
"Конечная цель была не в захвате Крыма и не в какой-то аннексии. Конечная цель была в том, чтобы дать возможность людям выразить свое мнение по поводу того, как они хотят жить дальше", — подчеркивает президент. "Все мои инструкции были связаны с тем, чтобы действовать аккуратно и опираясь на тех людей, которых мы можем уже сегодня назвать патриотами России", — говорит Путин.
"Даже не потребовалось воспользоваться разрешением Совета Федерации о введении наших войск на Украину, я ведь не покривил душой. Потому что по соответствующему международному договору на нашей военной базе в Крыму мы имели право иметь 20 тысяч человек. Даже больше немножко. Даже при том количестве, которое мы добавили, мы 20 тысяч не набрали", — напомнил глава государства. "Поскольку мы не превысили количество личного состава нашей базы в Крыму, строго говоря, мы даже ничего не нарушили. И дополнительных контингентов туда не вводили", — подчеркнул он.