Правительство в рамках антикризисного плана предлагает экономить на новых инфраструктурных проектах, которые планировалось профинансировать из средств ФНБ. Между тем, ведущие экономисты и промышленники не раз указывали на то, что "резать" инфраструктурные статьи нельзя: реальный сектор лишается заказов, люди – работы, экономика – развития. Более эффективная, но, вместе с тем и сложная для исполнения мера – оптимизация затрат на проекты. Контроль за расходами позволит не отказываться от объектов и при этом сэкономить деньги бюджета и заказчиков. Подтверждение тому - строительство инфраструктуры для "Транснефти" на Ямале. Генподрядчик сумел возвести социальные объекты в местах прохождения трубопроводов по более низким ценам, чем установила "Главгосэкспертиза", передает корреспондент Накануне.RU.
Строительство социальной, транспортной и противопожарной инфраструктуры "Пурпе – Самотлор" и "Заполярье – "Пурпе" "Транснефти" с 2009 г. ведет "Корпорация развития". В перечне строящихся объектов – жилые дома, сети инженерного обеспечения, котельная, очистные сооружения в Салехарде,Надыме, Новом Уренгое, Коротчаево и других населенных пунктах.
Проектная и сметная документация для строительства прошла согласование в Главгосэкспертизе – стройка идет с привлечением бюджетных средств. Как известно, ведомство анализирует ценовые характеристики объектов и зачастую понижает их стоимость, на что часто жалуются подрядчики. Цены для "Транснефти" эксперты утвердили, а куратор проекта после выдачи положительного заключения сумел снизить их по отдельным объектам еще на 15-25%.
Например, два трехэтажных дома в Коротчаево были оценены Главгосэкспертизой в 481 млн руб., Корпорация построила их за 427 млн руб., сэкономив 55 млн руб. Девятиэтажный дом в Новом Уренгое обошелся "Транснефти" в 607 млн руб. – это на 107 млн руб. дешевле оценки федерального ведомства. Еще 45 млн руб. было сэкономлено на очистных сооружениях, 20,2 млн руб. – на инженерных сетях, на 32 млн руб. меньше было вложено в строительство котельной.
В "Корпорации развития" Накануне.RU подтвердили информацию и поделились своими секретами экономии госденег в кризис: правильная организация технологии строительного производства, применение новейших высококачественных материалов отечественного производства и сокращение сроков на строительство объектов.
"При этом ни в коем случае не будет страдать качество производимых работ. Все объекты строительства будут произведены в строгом соответствии с проектной документацией, в установленные сроки и под особым контролем компании", - заявил заместитель генерального директора ОАО "Корпорация Развития" Тимур Хакимов.
Эксперты не считают такую экономию удивительной: можно оптимизировать процесс строительства любого объекта. Но не всегда подрядчик в этом заинтересован, говорит старший аналитик агентства "Road research" Кирилл Антонов.
"Счетная палата РФ регулярно выявляет нарушения, связанные с неэффективным использованием бюджетных средств на самых крупных стройках: космодром "Восточный", петербургский метрополитен, строительство судов в Санкт-Петербурге, претензии были к проектам "Росатома", "Русгидро" и "Ростуризма" – это сотни миллиардов бюджетных рублей, которые были потрачены зря. СП проводит проверки после окончания строительства объектов. В период кризиса контроль за расходами должен вестись не постфактум, нужны предварительные оценки эффективности каждой статьи проекта и строгая отчетность за каждый бюджетный рубль. Думаю, тогда можно будет отказываться не от пяти, а, например, только от одного федерального проекта. Масштабы воровства и коррупции у нас грандиозные", - рассказал Накануне.RU эксперт.