Вчера премьер Дмитрий Медведев провел в Тихвине ключевое совещание по транспортному машиностроению с профильными министрами, представителями ОАО РЖД, крупных вагоностроителей и железнодорожных операторов. От встречи ждали стратегических решений — как выживать отрасли, которая практически перестала получать заказы и грозила спровоцировать социальное напряжение, остановив производство.
Участники рынка ждали, что одной из основных тем станет сокращение мощностей отрасли до 30-40 тыс. вагонов в год (общие мощности 20 заводов — 100-120 тыс.), эту идею даже зафиксировали и в проекте протокола. Ее инициаторами стали Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина, государственный Уралвагонзавод (УВЗ) и Минэкономики. Но вопрос снижения мощностей в Тихвине вообще не поднимался.
Совещание поделилось на две части: в открытом для публики обсуждении премьер признал, что использование устаревших грузовых вагонов мешает развитию отрасли, и предложил "что-то с этим решить", а Денис Мантуров заявил о выделении в этом году 2,35 млрд руб. субсидий на закупку инновационных вагонов и необходимости повысить плату за порожний пробег вагонов. В закрытой части совещания, по словам собеседников "Коммерсанта", конкретных мер по "спасению" отрасли принято не было. "Все свелось к тому, что нужно поддерживать лишь производство инновагонов как за счет прямой господдержки покупателей, так и через субсидирование ставки по кредитам и лизинговым платежам, что поддержал премьер",— говорят источники. Сейчас в России два обладателя лицензий на инновагоны — ТВСЗ и УВЗ, их планы производства на год — 13 тыс. и 18 тыс. вагонов соответственно.