Глава ФСКН России Виктор Иванов в интервью RT коснулся темы сокращения сотрудничества в области борьбы с наркотиками, которое произошло после введения Западом антироссийских санкций. Сам Иванов внесён в "черные списки" США, а в Великобритании его имя звучит в рамках громкого дела о гибели Александра Литвиненко. Иванова обвиняют в причастности и связях с так называемой тамбовской преступной группировкой, которая, как утверждается, в 90-х годах занималась наркоторговлей и отмыванием денег одного из колумбийских наркокартелей. О потоке компромата, который в последние три месяца льётся из Лондонского суда прямо на страницы британских газет, рассказал Виктор Иванов.
Внесение в санкционный список США стало неожиданностью не только для самого Виктора Иванова, но и для американских партнёров ФСКН. Это решение, которое принималось на самом высоком уровне, не принесло выгоды ни США, ни России, отметил собеседник RT. "Я думаю, наркомафия плясала от радости оттого, что такой крепкий союз прекратил своё существование", — подчеркнул глава ФСКН. Соответствующими стали и результаты. За последний год, по данным Иванова, продолжился рост производства наркотиков в Афганистане. Объём производства опиума достиг рекордной отметки в 6,5 тыс. тонн. Посевы опиумного мака также приблизились к рекорду в почти четверть миллиона гектаров. Также продолжился рост производства кокаина в Южной Америке. И наблюдалось увеличение его поставок в европейские страны.
По данным европейского Центра мониторинга за наркотиками, только от афганского героина в Евросоюзе гибнет свыше 20 тыс. человек. Это, по словам Иванова, не только наносит колоссальный ущерб жизни и здоровью людей, но и подрывает эффективность зоны евро. И это, по мнению российского чиновника, одна из причин понижения курса евро на мировых биржах.
То сотрудничество в области противодействия распространению наркотиков, которое шло между Россией и США с 2005 до начала 2014 года, позволяло проводить совместные операции путём выявления мест дислокации нарколабораторий, особенно на севере Афганистана, вычислять GPS-координаты, обмениваться агентурной информацией, включать в совместные операции антинаркотические силы МВД Афганистана. "За эти годы нами были уничтожены 10 крупных лабораторий, изъято свыше 10 тонн приготовленных к отправке в РФ и ЕС героина, опиума и гашиша афганского производства",— отметил глава ФСКН. Он особо подчеркнул, что это было хорошее, тесное сотрудничество, которое существенно снижало давление со стороны афганских наркокартелей. "Сейчас это всё порушено!", — сетует Иванов.
Виктор Иванов выразил уверенности в том, что эффективную борьбу с нелегальным наркотрафиком без участия России представить невозможно. И с этим, по его словам, полностью согласны коллеги российских специалистов, руководители полицейских структур стран Европы, США и Юго-Восточной Азии. Иванов отметил, что, хотя контакты в рамках российско-американской группы заморожены, операции с европейскими партнёрами не прекращаются.
Россия играет существенную роль в международной антинаркотической дипломатии, поскольку ключевые вопросы борьбы с наркотиками обсуждаются на Комиссии по наркотическим средствам ООН. И в ней Россия занимает очень активную и деятельную позицию.
Американские же партнёры, по словам главы ФСКН, сожалеют о снижении интенсивности контактов с Россией. Хотя российские специалисты продолжают контактировать со своими коллегами в Агентстве по борьбе с наркотиками.
Решение США прекратить сотрудничество Иванов связывает с тем, что 2014-2015 годы — "краеугольные годы прекращения военной операции НАТО в Афганистане". И российское руководство ставит вопрос о том, выполнен ли мандат Совбеза ООН по стабилизации обстановки в Афганистане. Ответа, по словам Иванова, так и не последовало. Среди последствий операции в Афганистане Иванов назвал феномен масштабного производства наркотиков. "С момента начала военной операции объём производства наркотиков вырос более чем в 40 раз. Почему ввод и пребывание войск в стране совпали с таким феноменальным ростом объёмов наркопроизводства?" — задал вопрос глава ФСКН. При этом он отметил, что ответственность за антинаркотическую политику в Афганистане была возложена на Великобританию.
С этой страной связан громкий скандал, в который в последнее время оказался втянут и Виктор Иванов. В мировых СМИ активно обсуждаются слушания по делу о гибели Александра Литвиненко, проходящие сейчас в Лондонском Королевском суде. В связи с этим делом Британия обвиняет главу российского ФСКН в причастности и связях с так называемой тамбовской преступной группировкой, которая, как утверждается, в 90-х годах занималась наркоторговлей и отмыванием денег одного из колумбийских наркокартелей.
"В последние три месяца мы стали свидетелями потока компромата, который льётся из Лондонского суда прямо на страницы британских газет", — прокомментировал эту ситуацию Виктор Иванов. По его словам, суд опирается на показания людей, которые никогда не были и не могли быть свидетелями событий, о которых идёт речь. Это события начала 90-х годов, произошедшие в Санкт-Петербурге. Один из так называемых "свидетелей" по делу – некий Дин Этью. Он оперирует информацией, полученной от ныне покойного Литвиненко. Как известно и понятно из материалов суда, Литвиненко также не мог быть свидетелем событий в Санкт-Петербурге, отмечает Иванов. Поэтому Литвиненко обратился к Андрею Луговому и некоему Юрию Швецу. Швец также не был свидетелем, поскольку с 80-х годов прошлого столетия постоянно проживал в США. "Он также оперирует некоей информацией, авторство которой вообще неизвестно", — заявил Иванов, добавив, что тем не менее, эти данные используются в лондонском суде.
"А сам Лондонский суд грубо и цинично использован в целях некоего механизма и рупора для тиражирования клеветнической информации", — подчеркнул российский чиновник. "Понятно, что я не являюсь целью этой атаки, а ею является президент Российской Федерации, просматриваются и заказчики. Это представители западных политических элит и их спецслужбы. А здесь уже не до элементарных приличий и не до справедливого правосудия", — добавил глава ФСКН.
Сама тамбовская группировка в настоящее время полностью нейтрализована, а её лидер Владимир Барсуков отбывает пожизненный тюремный срок. "Это была попытка переложить вину с больной головы на здоровую", — заявил Иванов. И то, что эти обвинения выдвигаются именно сейчас, он связывает с полным провалом миссии в Афганистане и взрывным ростом производства наркотиков в этой стране. В такой ситуации властям Соединённого Королевства лучше отвлечь внимание мировой общественности на некие события с туманным происхождением, подытожил российский чиновник. По его словам, роль некоторых государств в дестабилизации обстановки целого региона требует внимания общественности.