Чем ближе выборы депутатов Госдумы, тем туманнее становится перспектива в Югре для одной из парламентских партий. Региональное отделение "Справедливой России" несет огромные репутационные потери: из партии выходят старожилы, а в Сургуте начинается судебный процесс, инициированный одним из основателей нижневартовской партийной ячейки. Из-за внутрипартийных дрязг, которые вышли в публичную плоскость, и спонтанной ротации кадров на местах "СР" может потерять надежду на депутатские мандаты не только в муниципалитетах и окружной думе, но и остаться без "северного" депутата в Государственной: в 2016 г. избиратели будут отдавать голоса не только за партийные списки, но и за персоналии.
Сегодня в суде Сургута состоится подготовка к слушаниям по иску бывшего руководителя нижневартовской ячейки "Справедливой России" Олега Гальченко против регионального отделения. Летом 2014 г. Гальченко был исключен из партии за нарушение Устава по решению руководителя отделения, депутата Госдумы Михаил Сердюка. Ни местное отделение, ни сам Гальченко с таким решением не согласились, и тот продолжал оставаться лидером в Нижневартовске, хотя его сменщиком уже официально был назначен Григорий Шумаков. На отчетно-выборную конференцию, которая прошла осенью в Сургуте, Гальченко тоже приехал на правах делегата от Нижневартовска, но попасть в зал он не смог.
"Делегация Нижневартовска не была допущена в зал, нам препятствовали сотрудники ЧОПа. Это вызвало определенное недовольство других членов партии, и начался массовый выход людей из "Справедливой России". Сейчас я пытаюсь обжаловать факт недопуска делегации на конференцию, потому что каждый член партии по уставу "СР" имеет пассивное и активное избирательные права внутри партии. Это послужит основанием для признания проводимой конференции нелегитимной", - рассказал Накануне.RU Гальченко.
Партию покинули "справедливороссы" старожилы: вместе с Гальченко ушел лидер отделения Нижневартовского района, депутат Анатолий Криста, позднее о выходе из партии заявил окружной парламентарий Александр Филиппенко, оставив в копилке "СР" только один депутатский мандат – Анатолия Ваца. Тогда эксперты всерьез заговорили о внутрипартийном расколе, но сам Сердюк продолжал утверждать, что из партии бегут лишь те, кто не хочет быть в оппозиции губернатору ХМАО Наталье Комаровой и ее команде. Бывшие партийцы это опровергают – по их словам, Сердюк просто перестал считаться с их мнением.
"В партии много скандалов, потому что "Справедливая Россия" в Ханты-Мансийском автономном округе стала партией одного человека. После того, как членов регионального отделения лидер партии перестал слушать и начал принимать единоличные решения, люди начали уходить, кто-то со скандалом, кто-то сам. К чему это приведет в дальнейшем? Тот же Гальченко был одним из лидеров, ему доверяли члены местного отделения Нижневартовска, проголосовали за него. И вдруг Сердюк принимает решение не пускать Гальченко на конференцию. Демократическая партия, 21 век на дворе, как можно не пустить человека? Может быть, эта позиция появилась после событий, когда их не услышали в "Справедливой России"?" - поделился с Накануне.RU депутат югорской думы Александр Колодич.
Колодич возглавляет фракцию "Справедливой России" в думе ХМАО, но является беспартийным депутатом – два года назад Сердюк тоже принял решение об его исключении из партийных рядов. Поскольку механизма отзыва мандатов парламентариев, сменивших политическую принадлежность, нет, то Колодич остался в думе.
"Справедливой России" не стоило бы раскидываться депутатами, представленность партии во власти минимальна, по количеству мандатов в думах разных уровней партия в Югре проигрывает КПРФ и ЛДПР. Рейтинг не поднимают и новички, сменившие "отчисленных" функционеров. Так, Шумаков оказался бывшим "соколом Жириновского", он возглавлял молодежное крыло Нижневартовского городского отделения ЛДПР. При этом, как указывают "справедлировороссы" , перед получением должности руководителя отделения, он даже не успел побыть рядовым членом "СР". За более, чем полгода работы, Шумаков так ничем и не отличился, о нем говорят только как о бывшем члене ЛДПР. Руководителя Нижневартовского отделения найти еще не удалось, по информации на официальном сайте, общественную приемную все еще возглавляет Антолий Криста.
Уход партийцев и публичное разбирательство в суде ударят по и без того слабым позициям "Справедливой России", что неизбежно отразится на итогах выборных кампаний, говорит югорский политолог Александр Лобов.
"Масштабная выборная кампания намечена на 2016 г.: выборы в Государственную думу, в Тюменскую областную думу, в Думу ХМАО-Югры, муниципальные выборы, в том числе депутатов Нижневартовска и Нижневартовского района. Я предполагаю, что судебные разбирательства начаты с расчетом на то, что как раз ближе к этой большой кампании, дело выйдет на федеральный уровень – в Верховный суд РФ", - рассказал Накануне.RU Лобов. При этом, результаты выборов всегда во многом зависят от работы местных отделений – "пехоты", которая прокладывает путь всей кампании.
Но переживать стоит не только за муниципальные и окружные выборы. Согласно изменениям в законодательстве, депутаты Госдумы только на 50% будут избраны по партийным спискам, половину мандатов распределят по мажоритарной системе. А, значит, избиратели в регионах будут отдавать голоса за конкретного кандидата. Михаил Сердюк, напомним, курирует ХМАО, но если он попробует баллотироваться самостоятельно, с учетом всех скандалов, достаточное количество голосов депутат может и не получить.
"Конфликты тянут партию ко дну. Мы методично развивали партию на местах, а теперь за полтора года до выборов все рушим. Сейчас партии будет сложно набрать хоть какие-то голоса, например, в Нижневартовске, и практически невозможно партии показать в ХМАО хорошие результаты по партийным спискам", - говорит Колодич.
"Справедливороссы" считают, что если рассмотрение дела в суде закончится в пользу Гальченко и итоги конференции будут отменены, то состав руководящих органов в региональном отделении партии изменится вместе с председателем. Ведь одна из главных претензий к депутату Госдумы – его отсутствие в округе. Сердюк живет в Москве, и во время его отсутствия за координацию работы местных отделений никто не отвечает.