Новый медицинский скандал разгорается в Челябинской области с подачи федеральных СМИ. Главного врача больницы "Скорой помощи" Олега Маханькова заподозрили в получении "откатов" при госзакупках, однако источники, знакомые с ситуацией, считают, что против медика ведется информационная война.
Как передает корреспондент Накануне.RU, вчера на федеральном канале вышел сюжет об Областной клинической больнице №3 (больница "Скорой помощи"), в котором рассказывается о якобы сомнительных госзакупках, а также поездках главного врача Олега Маханькова в Ниццу. В частности, речь идет об иномарках бизнес-класса, медтехнике по завышенным ценам, неработающем шлагбауме за 3,5 млн руб. В сюжете утверждается, что главврач получает "откаты" от фирм-победителей аукционов, кроме того, съемочная группа наведалась в дом Маханькова, построенный на берегу Шершней, чтобы показать его роскошь.
Источник Накануне.RU, знакомый с ситуацией, отмечает, что в истории свой интерес имеет другой герой сюжета - заведующий травматологическим отделением Виталий Дрягин, который выступает главным обличителем. К слову, в сюжете фигурирует проблема конкретной пациентки, у которой возникли трудности с повторной операцией якобы из-за закрытия травматологического отделения. Между тем, по сведениям источника в медицинских кругах, трудности возникли по другой причине - из-за вовремя не закупленных протезов, что входит в компетенцию завотделением Дрягина.
По мнению источника, против Маханькова идет информационная война. В конце 2014 года главврач принял решение закрыть одно из травматологических отделений больницы, так как оно не выполняло планы. Очередь искусственно растягивалась, а остро нуждающихся пациентов отправляли в частную клинику, которая принадлежит завотделением. После этого в СМИ появились публикации о пациентах, которые будто бы буквально умирают в коридорах больницы из-за недостатка медицинской помощи, а всему виной – главврач Олег Маханьков, который руководит медучреждением более 15 лет и "пережил" смену четырех министров здравоохранения. В феврале 2015 года комиссия областного минздрава оставила решение главврача о закрытии отделения в силе, посчитав его рациональным. После этого в прессе началась новая волна негативных публикаций.
Как полагает источник, сюжет на федеральном канале был сфабрикован: так, из получасовой беседы с главным врачом в эфир попал лишь момент, где он просит журналистов уйти. Аналогичной редактуре подверглась и беседа с министром здравоохранения – на телеэкран попала лишь двусмысленная фраза, из которой телезритель может сделать вывод, что министр не владеет информацией о ситуации. Добавим, что съемочную группу приглашали поснимать отремонтированное отделение, но она отказалась.
Конфликт завотделением Виталия Дрягина и главврача Олега Маханькова уже дошел до суда. Сейчас в производстве суда Центрального района находится иск о защите чести и достоинства, который Дрягин подал на Маханькова. Предварительное судебное заседание назначено на 16 апреля.
Нарушения в работе больницы выявлялись, но не критические и вполне устранимые, сообщил Накануне.RU министр здравоохранения Челябинской области Сергей Кремлев.
"Что касается электрокардиографов, необходимых для проведения дистанционной электрокардиографии, да, они обошлись дороже, чем в соседних областях, но, во-первых, они другой фирмы, во-вторых, шли вместе с программным обеспечением. Эту закупку проверяли прицельно, в том числе антимонопольная служба, и нарушений не нашли. По части ремонтов, действительно, есть помещения, которые обветшали. Но если посмотреть за несколько лет, то там же рядом есть и отделения с новым ремонтом, с нормальными окнами и так далее, и эта работа продолжается. Конечно, хотелось бы отремонтировать все и сразу, но жить приходится по средствам. Делается то, что позволяют финансы, и нельзя сказать, что больница разрушена. Да, есть проблемы, но ремонты идут", - отметил министр.
По его словам, закрытие травматолого-ортопедического отделения произошло не из-за неприязни между Маханьковым и Дрягиным.
"Я разговаривал с главным врачом, он личный конфликт отрицает. Что касается объективных причин: да, было два травматолого-ортопедических отделения, единая травматологическая служба. У нас есть свои показатели, по которым оценивается работа служб, и вместе эти два отделения план не выполняли. В тех экономических условиях, которые сегодня существуют, главный врач решил сократить количество коек. И это не должно затруднить оказание медицинской помощи. Те виды помощи, которые оплачиваются в рамках ОМС, например, протезирование тазобедренных суставов с укорочением до двух сантиметров, оказываются довольно оперативно: очередь совсем небольшая и будет ликвидирована уже через два месяца. Но есть и другая очередь – на протезирование коленных суставов. Она, к сожалению, доходит до трех лет. Этот вид операций в Челябинске стали делать не так давно, и сейчас мы стараемся увеличить количество таких вмешательств. Не стоит забывать, что есть очень хорошие клиники в других регионах, где выделены квоты для Челябинской области, и мы бесплатно направляем пациентов туда. Не буду делать рекламу и называть конкретные центры, но нередко пациенты, прошедшие лечение в таком учреждении, приходят и просят направить их туда же на операцию уже на втором суставе", - пояснил Кремлев.
Он отметил, что реорганизация травматологии прошла совсем недавно, работа в скором времени будет налажена.
"Следует предположить, что когда информационная кампания набирает обороты и выходит на федеральный уровень, становится затруднительно это свести к локальному конфликту внутри медицинского учреждения. Тут масштаб больше получается, соответственно, ресурс вовлеченных людей позначительнее", - комментирует ситуацию политолог Александр Мельников.
С другой стороны, тема коррупции в сфере медицинских госзакупок для Челябинской области резонансна больше, чем для других регионов – еще не забыто "медицинское дело" Виталия Тесленко. Иными словами, она может раскручиваться и жить самостоятельно, полагает эксперт. Он также не исключает, что ситуация может быть связана и с депутатством Маханькова.
"В том числе и политическую подоплеку нельзя сбрасывать со счетов. Я бы учитывал комплекс факторов, который способствовал тому, что ситуация приобретает резонанс", - отметил Мельников. Озвучить предположения, кто может быть заинтересованным лицом в информационной войне против Маханькова, эксперты не решаются.