Новости
Регионы скатываются в долговую яму: 46 субъектов задолжали больше половины бюджетов, займы еще десяти превышают доходы
Экономика | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым

Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ увеличился на 20% и на 1 января 2015 г. составил 2 трлн руб., что на 352 млн руб. больше, чем годом ранее. Для сравнения, в 2013 г. государственный долг вырос на 28,6%, но до этого прирост был менее существенным – +15,6% (2012 г.) и +7% (2011 г.).

Стоит отметить, что в течение первой половины года суммарный государственный долг регионов снижался и начал расти только осенью, а основной скачок зафиксирован в декабре 2014 г. При этом во второй половине года изменилась и его структура. Если к началу лета доля государственных ценных бумаг субъектов РФ составляла 25% суммарного госдолга, то к концу года она снизился до 21%. При этом выросла доля кредитов, полученных регионами: с 38% до 43% увеличились заимствования от кредитных организаций и с 29% до 31% выросли бюджетные кредиты. Доля государственных гарантий снизилась с 7% до 5%, сообщает в своем исследовании РИА Рейтинг.

Объем долга муниципалитетов увеличился на 8% и на начало 2015 г. составил 313 млрд руб. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ на 19% больше, чем годом ранее. Государственный долг повышался на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. Снижение налоговых и неналоговых доходов было зафиксировано только у пяти регионов. В 2014г. суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 12%.

Отношение госдолга регионов на 1 января 2015 г. к объему налоговых и неналоговых бюджетов регионов за 2014 г. по России в целом составило 35,4%, что выше показателя за 2013 г. (33%).

В число регионов с самой высокой долговой нагрузкой вошли Костромская область, где отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составило 121,1%, Республика Карелия – 119,3%, Смоленская область – 115,6%, Республика Северная Осетия - Алания – 114,9%, Республика Ингушетия – 113%, Белгородская область – 106,1%, Карачаево-Черкесская Республика – 103,6% и Астраханская область – 100,8%. При этом во всех этих регионах, за исключением Белгородской области и Республики Мордовия, этот показатель увеличился на 11-29 процентных пункта.

Число регионов, у которых объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета увеличивается из года в год: в 2012 г. таких было всего два, в 2013 г. – семь, по итогам 2014 их уже десять. У 46-и российских регионов объем государственного долга превышает 50% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди которых у 26-ти он выше 70% налоговых и неналоговых доходов. В 2013 г. таких регионов было 44 и 27 соответственно.

Низкий уровень долговой нагрузки – меньше 10% от объема налоговых и неналоговых доходов – зафиксирован только у шести российских регионов. Это Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые не имеют государственного долга, Тюменская область, Санкт-Петербург, Алтайский край и Ханты-Мансийский округ – Югра.

В 2014 г. уровень долговой нагрузки сократился только у двадцати субъектов РФ.

Самый высокий объем государственного долга – более 100 млрд руб. – зафиксирован в трех регионах: Московской области (103,2 млрд руб.), Краснодарском крае (136,3 млрд руб.) и Москве (161, млрд руб.). Но Москва по итогам года стала одним из немногих российских регионов, которые сократили объем долга (-10%) и в целом его уровень по отношению к собственным доходам (10.7%) не вызывает опасений.

В 2014 г. более чем в два раза государственный долг вырос у трех субъектов РФ. Наиболее существенный рост отмечен в Пермском крае – почти в 23 раза до 12,5 млрд руб., в Иркутской области – в 3,7 раза до 11,8 млрд руб., в Магаданской области – в 2,5 раза до 6,4 млрд руб.

Лидерами по снижению объемов госдолга в 2014 г. стали Сахалинская область, которая в 2014 г. полностью погасила свои долги, Тюменская область и Санкт-Петербург, где объем государственного долга снизился соответственно на 56% и 22%. Еще пять регионов (Чукотский автономный округ, Белгородская область, Республика Тыва, Приморский край, г. Москва) сократили объем госдолга на 2-10%.

Если рассмотреть распределение регионов по объему государственного и муниципального долга на душу населения, то наибольший объем задолженности приходится на жителей Чукотского автономного округа – по 266,9 тыс. руб. на каждого. Довольно высокий объем задолженности зафиксирован у Ямало-Ненецкого автономного округа (66,8 тыс. руб. на одного жителя) и у Магаданской области (57,9 тыс. руб. на одного жителя). В оставшихся регионах РФ объем государственного и муниципального долга не превышает 40 тыс руб. на одного жителя.

В текущем году можно ожидать дальнейшего увеличения долговой нагрузки и, вероятно, ускорения темпов прироста государственного долга субъектов РФ. Несмотря на стагнирующую экономику регионам придется искать средства для реализации социальных обязательств. Регионы разработали уже свои антикризисные планы, в том числе касающиеся и сокращения государственного долга. Качество и результативность этих планов покажет время, но пока складывается общее впечатление, судя по ряду опубликованных региональных документов, что надеяться на прорыв не приходится.