Активисты в Челябинске предлагают выделить полосу для велосипедистов на автомобильных дорогах. Такая необходимость назрела, поскольку 80% челябинцев пользуются этим видом транспорта, считают авторы проекта "Дорогу велодорогам". Вопрос с финансированием проекта остается открытым, передает корреспондент Накануне.RU.
Старший преподаватель секции "Урбанистика и ландшафтная архитектура" архитектурного факультета ЮУрГУ Евгения Жаринова считает, что Челябинску пора превращаться из индустриального мегаполиса в город движения и спорта. По ее мнению, велосеть соединит районы города, что позволит активизировать социальную жизнь молодежи. По ее данным, 40% территории города не используется – это участки вдоль рек, Заячий остров, новые микрорайоны. Именно там можно организовать велодорожки, оживив заброшенную местность. Кроме того, по информации Жариновой, велосеть позволит снизить аварийность на дорогах – за последние четыре года в ДТП пострадало 149 человек, погибло четверо.
Автор сети велодорог Наталья Пирогова рассказала, что имеющаяся велодорожка на улице Чичерина, которую организовали городские власти, по факту оказалась велопешеходной полосой.
Разработка проекта новой велосети велась в течение года с учетом градостроительных факторов и точек притяжения, таких как вузы, кафе, рекреационные центры. Авторами сформирована схема, которая представляет собой условно кольцевое движение в каждом районе города, организованное на дорожном полотне, но отдельно от автомобилей и пешеходов. Иными словами, на автомобильной дороге выделяется полоса для велосипедистов, которая ограждается бортиками для безопасности.
По словам авторов проекта, на деле это обернется просто переносом разметки и установкой ограждений, так как ширина челябинских дорог позволяет потеснить автомобилистов. Так, ширина одной автомобильной полосы в Челябинске составляет 3,7 метра, в Москве – 3,5 метра. Авторы велосети предлагают сузить автомобильные полосы до 3,2 метров, тем самым высвободив место под велодвижение.
Такая схема уже действует в Уфе. Экономист Яна Белоусова рассказала, что там начальная сметная стоимость 69 км велосети составила 30 млн руб. – где-то необходимо было проложить дорожное полотно, а где-то просто перенести разметку. В Перми опыт велополосы на автомобильной дороге был реализован, но не совсем успешно – столбики были сделаны из пластика, в итоге их попросту снесли, а полосу для велосипедов заняли под парковку авто. В Челябинске предлагается сделать бортики бетонными.
Сооснователь проекта "Дорогу Велодорогам" Кристина Клипфель озвучила первые итоги опроса общественного мнения, проведенного среди 1,2 тыс. человек. Оказалось, что 80% опрошенных челябинцев имеют велосипед, тогда как статистика по России свидетельствует о том, что 70% населения страны не пользуется этим видом транспорта. Берут велосипеды в прокат или у друзей 11% челябинцев, никогда не пользуются велосипедами лишь 9%. При этом 87% опрошенных заявили о том, что Челябинск неудобен для велосипедистов. По мнению Клипфель, все это свидетельствует о том, что необходимость в развитой велосети у города есть.
Начальник отдела дорожно-транспортного градостроения Челябинского дорожно-транспортного проектного института Екатерина Епимахова рассказала, что в 2012 году была разработана схема велодорог протяженностью 220 км. Потенциал ее реализации есть, но нет задания от администрации города. Пока построено только 3,5 км велосети на улице Чичерина.
Авторы проекта "Дорогу велодорогам" надеются выйти на управление архитектуры администрации Челябинска за счет конкурса "Челябинск – город будущего", чтобы получить финансирование. Пока задумка держится на голом энтузиазме велолюбителей.