В Президиуме РАН накануне прошло обсуждение проблем российской экономики, на котором академики попытались найти рецепт борьбы с вывозом из России капитала и "теневым оборотом". Докладчик, директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин напомнил, что финансовые инструменты государств могут быть частью технологий "сетевых" войн, поскольку конкуренты не гнушаются работать на обвал торгово-сырьевых и финансовых рынков, производство фальшивых денег, иных , направленных на создание хаоса в экономической, социальной и политической жизни других государств.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе РАН, члены Президиума заслушали научное сообщение "Проблемы обеспечения прозрачности Российской экономики. Система финансовой безопасности Российской Федерации: концептуальные подходы и решения".
Юрий Чиханчин заявил, что во всем мире в "теневой" финансовый оборот вовлечены не только криминальные структуры, торгующие оружием, наркотиками и людьми, не только коммерческие и некоммерческие организации, уклоняющиеся от уплаты налогов и незаконно выводящие деньги за рубеж, но и некоторые государственные органы, прикрывающие криминальный бизнес (как например, в Афганистане и Сомали). При этом часто участниками незаконных финансовых операций становятся даже государства. Тем более, что истории, по словам Чиханчина, известно множество примеров подкупа чиновников других государств.
"Так было в глубокой древности, так происходит и сейчас", - заявил директор Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Угрозы и риски в финансовой сфере докладчик предложил разделить на глобальные и международные, национальные и национально-региональные. При этом он отметил, что в Российской Федерации существуют все группы угроз и рисков.
Чтобы обрисовать масштаб проблемы Чиханчин заявил, что его службой, которая мониторит более 16 тысяч организаций только за 2014 год получено почти 10 миллионов сообщений об операциях сомнительного характера с денежными средствами или иным имуществом. По информации Агентства по страхованию вкладов, в результате проверок, проведенных в первую половину 2014 года, было выявлено более 170 криминальных банкротств банков. Общая сумма хищений составила 800 млрд. руб. По данным Банка России, за 2008-2013 годы чистый отток частного капитала достиг $418 млрд. В 2014 году он увеличился еще в 2,5 раза, с $61 до $151,5 млрд. По официальным данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, только в 2014 году было выявлено 27,5 тысяч административных правонарушений, в том числе связанных с неисполнением обязанностей по репатриации валютной выручки.
"Широкий мониторинг финансового рынка позволил только в 2014 году выявить и ликвидировать 15 "теневых" площадок незаконных финансовых операций на сумму около 90 млрд рублей. В результате, в одной Самарской области месячный объем сомнительных операций сократился почти в 100 раз", - заявил Чиханчин.
По его словам, необходимость усиления мер противодействия финансовым рискам продиктована задачами защиты национальных интересов России. В современном мире финансовые угрозы и риски приобрели характер системного явления. Соответственно, и бороться с ними можно только системными методами.
Академики, собравшиеся на Президиум РАН, согласились, что необходимым этапом формирования системы финансовой безопасности России должно стать создание и последовательная реализация Концепции финансовой безопасности страны. В качестве первого шага была предложена программа фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук "Финансово-правовые механизмы обеспечения прозрачности ведения бизнеса", выполнение научных исследований которой, будет проходить на базе Центрального экономико-математического института РАН, Института социально-политических исследований РАН и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
В Президиуме напомнили, что идея уже имеет свои ростки. Так, для разработки и последующее внедрение современных методов социологического и экономико-математического мониторинга и оценки уровня незаконных финансовых операций можно было бы использовать разработку Целевой вычисляемой модели общего финансового равновесия (Target Computable General Equilibrium Financial Model), направленной на предупреждение финансовых угроз и рисков и обеспечение финансового равновесия. Исследование возможности практического применения таких вычислимых моделей уже ведется в Центральном экономико-математическом институте РАН
Академики предложили также расширить спектр инструментов федеральной власти. Так, в на Президиуме говорилось, что в настоящее время существуют в основном ведомственные односторонние модели возможных финансовых угроз и рисков — Центрального банка России, федеральных министерств финансов, экономического развития, промышленности и торговли, сельского хозяйства, федеральных служб по финансовому мониторингу и государственной статистике.
"Необходима единая методология своевременного выявления и предотвращения возможных финансовых угроз и рисков, в рамках которой будут использоваться сводные (композитные) показатели финансового, экономического, правового, социологического, математического анализа. Она должна охватывать разные уровни угроз и рисков", - заявили в Академии наук.
Другая сторона проблемы финансовой безопасности России - законодательство. На Президиуме напомнили, что в отличие, например, от британского законодательства, российское законодательство не содержит ориентиров правоприменительной практики, разъясняющих, в том числе на абстрактных примерах, порядок применения законодательных норм. Академики предложили использовать наработки российских научных учреждений и в этой сфере. Так институт социально-политических исследований РАН и институт проблем рынка РАН уже сформировали научно-исследовательские тематические лаборатории по проблемам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Особо отметили при этом, что ФАНО России активно поддерживает созданный Росфинмониторингом сетевой Институт в сфере.