Сегодня члены градостроительного совета Екатеринбурга обсудили проект застройки территории мукомольного завода, ограниченной улицами Свердлова, Челюскинцев, Мамина-Сибиряка и Азина. Это была вторая с мая прошлого года попытка команды архитекторов и членов градсовета достичь компромисса в вопросе застройки территории близ культурных памятников – зданий мукомольного завода и столярного цеха. Тогда архитекторам было поручено исправить ряд недочетов и презентовать новый вариант. Сегодня, несмотря на многочисленные замечания к разработчиками, члены совета приняли решение согласовать предложенную концепцию с замечаниями. После доработки принципиальных аспектов проекта архитекторы и эксперты вновь соберутся обсудить судьбу территории, передает корреспондент Накануне.RU.
Новую концепцию застройки представил архитектор Евгений Трубецков. "Эта территория сама предложила сценарий своего развития, но предыдущий вариант был подвергнут жесткой критике. Мы пришли к выводу, что россыпь отдельно стоящих объемов не самым лучшим образом влияет на культурный объект", - сказал архитектор и представил присутствующим эскизы новых строений.
Разработчик пояснил, что было решено объединить три высотки в одну и в качестве фона для мукомольного завода возвести 12-15-этажное здание, которое не перетягивало бы внимание от памятника на себя.
Так, новым проектом предусмотрено строительство двух жилых домов – 36-этажной высотки рядом с мукомольным заводом и 12-15 этажным домом за ним. На 3-6 этажах исторического здания планируется разместить апартаменты.
Трубецков отметил, что главной задачей архитекторов было гармонизировать существующий культурный объект с новой застройкой, поэтому разработчики решили не закрывать вид на памятник, а "оторвав" часть протяженного здания-фона от земли, создать специальную зону для просмотра.
Благодаря тому, что двор задумывается двухуровневым, наверху будут оборудованы террасы, с которых откроется вид на второй памятник – столярный цех. До полудня исторический объект будет освещать солнце, что позволит горожанам "при достаточной стесненности внутреннего пространства двора найти точки визуального восприятия объекта культурного наследия".
В качестве рецензента на заседание был приглашен учредитель архитектурно-ландшафтной мастерской "Бежин луг" Дамир Сафин. Он отметил, что в целом проект выполнен профессионально, но ему не хватает конкретики – планировок квартир и "разрезов" этажей. Кроме того, вопросы вызывает намерение архитекторов выйти за пределы участка (вдоль трамвайной линии на Челюскинцев, прямо на пешеходной зоне, разработчики планируют организовать парковку). Сафин предложил "сгладить" острые углы высотки и убрать пару-тройку этажей.
У членов градсовета появилось немало серьезных замечаний к Трубецкову. Звучали вопросы об организации парковочных мест, планировках квартир, озеленении дворовой территории. Некоторые из них получили неожиданные ответы.
Так, главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин поинтересовался, как Трубецков планирует заселять миниатюрные однокомнатные квартиры площадью 30-33 кв. м., если по нормативом на одного жильца полагается 29 кв. м. "Что, во всех этих квартирах будет жить только один человек?" – спросил он.
На что архитектор ответил: "У нас есть и двух-трехкомнатные квартиры, в которых семьи хорошо селятся и размножаются". Трубецкой пояснил, что оба дома будут "эконом" класса, это оправданно, учитывая близкое расположение вокзала и метраж квартир. Жилье в апартаментах будет категории "комфорт", что, как выразился докладчик, обусловленно "вкусом истории".
Возник и злободневный вопрос: куда ставить машины, ведь двор будет закрытым, а места на гостевой парковке может всем не хватить. Трубецков пояснил, что на минус первом этаже будет платная парковка, а если у жильца недостаточно средств для приобретения там места, то не имеет смысла и покупать автомобиль. В личном транспорте нет необходимости, считает архитектор, ведь вокруг – изобилие возможных вариантов добраться из одного пункта в другой.
"Здесь развитый транспортный узел: и трамваи, и троллейбусы, и метро, железнодорожный транспорт. Даже в Призме (деловой центр, расположенный рядом с северным автовокзалом, - прим. Накануне.RU) есть, как оказалось, вертолетная площадка. Можно и на воздушном транспорте добраться. Многие продали свои автомобили после кризиса конца прошлого года", - ответил Трубецков.
Главу департамента архитектуры и градостроительства администрации Екатеринбурга Алексея Белышева заинтересовала форма высотки. "У меня такой вопрос. Эта высотка вам ничего не напоминает? Что это за образ? Даже никто не упомянул, не рассказал… а ведь это элементы чего-то, что уже применялось?"
"Образа, о котором вы намекаете, изначально не было в проекте. Это возникло случайно. В программе была пластина с отверстиями. Дело в том, что при разработке этой темы мой молодой коллега увлекся и, когда получил результат, спросил: "А можно так?" Я сказал, что мы придем на градсовет и узнаем, можно так или нет", - сказал архитектор.
Позднее Алексей Белышев пояснил коллегам, что видит в высотке известный памятник архитектуры – "Белую башню", которая находится на Уралмаше. Архитектор Эдуард Кубенский порекомендовал Трубецкову отказаться от возрождения изживших себя форм и попытаться придумать что-то новое.
Принципиальное возражение озвучила председатель комитета благоустройства Тамара Благодаткова. Ее недоумение вызвало то, что разработчики решили сделать парковку на зеленой пешеходной зоне, которая пролегает между трамвайными путями и зданием завода. По словам Трубецкова, транспортная комиссия, которую команда разработчиков привлекла для решения этого вопроса, одобрила такой способ размещения парковки.
В конце концов, несмотря на многочисленные замечания, большинство членов градсовета поддержали предложенную концепцию застройки территории мукомольного завода и проголосовали за ее принятие с замечаниями. Так, команде архитекторов было поручено снизить объем застройки (убрать этажность высотки или метраж помещений); обосновать проезд по пешеходной части улицы Челюскинцев; изменить этажность "фонового" здания, поскольку по мере его заселения на крыше станут появляться телевизионные антенны, которые будут "переплетаться" с башенками на крыше завода; и проработать архитектуру самой высотки.
После заседания заказчик проекта – директор группы компаний "Проспект" Юрий Моисеенко - рассказал журналистам, что согласен со всеми замечаниями градсовета, какими бы строгими они ни были. С учетом времени на доработку проекта, прохождение экспертиз и повторное обсуждение, к началу строительства планируется приступить не раньше чем через год.