Власти и руководство литейно-механического завода Нязепетровска, который выиграл тендер на поставку кранов для строительства футбольного стадиона к Чемпионату мира 2018 года в Ростове-на-Дону, выясняют, почему исполнение контракта досталось иностранному предприятию в обход всех правовых норм. Ситуация особо остро сморится на фоне курса на импортозамещение, который декларируется в стране. Некоторые наблюдатели видят тенденцию в том, что знаковые государственные объекты строятся с привлечением иностранной техники, передает корреспондент Накануне.RU.
Нязепетровск является классическим моногородом, построенным вокруг единственного завода – за 268 лет существования здесь не появилось ни одного нового предприятия, сообщил сегодня глава Нязепетровского района Валерий Селиванов. По его словам, город уже переживал кризис в 2008 году, когда производство на местном крановом заводе полностью остановилось. Тогда, в 2008 году, с завода было уволено порядка 700 человек при штатной численности 1,2 тыс. единиц. Нязепетровск стал одним из лидеров по безработице в регионе, она составляла 20%. Сейчас, когда на предприятии вновь начались проблемы, безработица составляет 7,6%. Все это говорит о том, какую важную роль в жизни города играет градообразующее предприятие.
По мнению Селиванова, без функционирования завода город обречен. Он не попадает в резиденты по программе территорий опережающего развития (ТОР), иные формы поддержки моногородов также недоступны. Из-за сложностей на заводе уже на 3,4% не выполняется доходная часть бюджета Нязепетровска, что является существенным показателем и не позволяет решать муниципальные вопросы, не говоря уже о каком-либо развитии.
Руководством Челябинской области и новыми собственниками в 2008 году были предприняты значительные усилия по выводу завода из кризиса. Теперь предприятие вновь столкнулось с проблемой: речь идет о конкурсе на поставку оборудования для строительства футбольного стадиона к Чемпионату мира 2018 года в Ростове-на-Дону, который завод выиграл. С предприятием заключили контракт на поставку техники, но заказ почему-то отдали иностранной компании.
Генеральный директор литейно-механического завода Рафаэль Салихов рассказал, что сумма контракта составляет порядка 220 млн руб. На его выполнение отводится три месяца, начиная с февраля, когда был подписан договор. За это время завод должен поставить 12 кранов для строительства стадиона – это месяц-полтора стабильной работы предприятия. Неисполнение же контракта подкашивает работу заводу, сейчас он находится на трехдневной рабочей неделе. В лучшие времена завод выпускал по 21-23 крана в месяц, сейчас – восемь.
Пока речи о сокращении персонала нет, руководство завода надеется на то, что государство поддержит производство для внутреннего рынка. По информации Салихова, по итогам 2014 года завод был в лидерах по потреблению кранов в России, занимая 26% рынка с учетом импорта. К 2017 году завод планировал занять 50% российского рынка и выйти на экспорт.
Салихов отметил, что в России сейчас строят стадионы в семи городах, таких, как Волгоград, Нижний Новгород, Екатеринбург и других. Но предприятие из Нязепетровска даже не приглашают на участие в тендерах по поставке техники для этих стадионов, хотя она не уступает импортной. По данным Салихова, предприятие поставило кран на стройку в Саранск, и там он подошел и работает. По его словам, тот единственный кран, который предприятие успело завезти в Ростов-на-Дону, буквально выброшен со стройки, и это при том, что завод не получил никакой предоплаты по контракту.
Заподозрив манипуляции с госконтрактом, 400 жителей Нязепетровска направили коллективное обращение в Государственную думу РФ. Депутат Госдумы от Челябинской области Владимир Бурматов рассказал, что налицо нарушение законодательства. В целом, по его словам, ситуация лишь указывает на тенденцию, когда знаковые для страны стройки отдаются иностранцам.
"Смотрят не только на то, как будут построены объекты, но и на то, с помощью чего они будут построены. Все знают, что объекты, к примеру, Сочинской Олимпиады импортной техникой строились. Это главные для России прорывные проекты. Сейчас меня, как политика, беспокоит не только вопрос сохранения рабочих мест, но и вопрос будущего российских производств. Тот человек, который, как мы предполагаем, взял деньги за то, чтобы заключенный контракт отдать китайцам мимо всех правовых норм, он подорвал не только благополучие конкретного моногорода – он поставил под угрозу российское производство как таковое. Если бы предприятие показало эффективность на конкретном объекте, им проще было бы развиваться. Продукция идет на экспорт – пожалуйста, хорошо, а внутри страны у нас кому-то ближе китайцы. Это принципиально неправильно", - считает депутат.
По информации Бурматова, он уже направил депутатский запрос на имя первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова с просьбой разобраться в ситуации вокруг моногорода. Проблему сегодня будут обсуждать на совещании у полпреда президента в УрФО Игоря Холманских. Руководство Челябинской области также в курсе ситуации.