Новости
Лучше бы молчали: китайские СМИ о встрече Обамы и Абэ
Политика | Дальневосточный ФО | За рубежом

Япония является второй по величине экономикой Восточной Азии, страной, с которой у КНР имеются давние, но не всегда дружественные связи, а на настоящий момент и неразрешённые территориальные споры. Кроме того, Страна восходящего солнца после Второй мировой войны оказалась под внешнеполитическим протекторатом США и выполняет сейчас роль "непотопляемого авианосца" Вашингтона на Дальнем Востоке. Поэтому визит японского премьера Синдзо Абэ к своему сюзерену - Бараку Обаме предсказуемо оказался в центре внимания китайского экспертного сообщества, передает корреспондент Накануне.RU в Поднебесной.

В заявлениях лидеров США и Японии были озвучены важные моменты китайско-американского противостояния. Говоря об основных задачах союза США и Японии, Обама не упомянул о взаимоотношениях с Пекином, однако назвал в числе важнейших задач противодействие "российской агрессии на Украине", борьбу с ИГИЛ и лихорадкой Эбола. Абэ поспешил заверить американского президента, что японско-американский альянс "прочен как никогда". Несложно, однако, заметить, что все три проблемы, которым Обама вынуждает противодействовать Токио, даже географически далеки и от самой Японии, и от Тихоокеанского региона в целом.

О Китае, более значимой для повестки мероприятия силе, много говорилось по ходу встречи, однако и Обама и Абэ почему-то не обозначили это в итоговой речи, что не помешало заявить, будто "Америка вернула лидирующие позиции на Тихом океане".

Большие ожидания возлагались на подписание двусторонних экономических соглашений, которые могли бы заложить основу Транс-Тихоокеанского экономического партнёрства, однако здесь о конкретных итогах как раз ничего не слышно. Нынешний визит Абэ в Вашингтон - это по большей части символические шаги, вроде посещения мемориалов и выступления в Конгрессе, а также политические заявления. По сообщению The Japan Times, японский премьер, выступая перед американским парламентом на медленном и несвободном английском языке, говорил о необходимости сплочения перед лицом возвышающегося Китая.

Много шуму наделало и заявление госсекретаря США Джона Керри о новой японско-американской оборонной доктрине, согласно которой Япония может теперь защищать не только собственную территорию, но и американскую, что в КНР восприняли как поощрение дальнейшей милитаризации Токио. Также Керри сообщил, что США считают острова Дяоюйдао (Сэнкаку) входящими в зону японско-американского договора о взаимопомощи, и в случае китайской "агрессии" против них вмешаются в конфликт на стороне Японии. Таким образом, США однозначно признают японский суверенитет над островами, которые Пекин считает своей неотъемлемой территорией.

На этом фоне Барак Обама в своих заявлениях старался не допустить жёстких антикитайских высказываний, однако, как заметили китайские СМИ, его речи разительно расходятся с действительностью. "Финансовая сеть Китая", констатировав, что финансово-экономические итоги визита Абэ фактически оказались ничтожными, проанализировала все высказывания Обамы по поводу КНР, оказавшиеся "политическими декларациями". Во-первых, американский президент заявил, что японско-американский союз не несёт каких-либо угроз для третьих стран. Однако, в таком случае альянс, заключённый по принципам прежнего миропорядка, выглядит анахронизмом, а не основой для дальнейшего развития. Говоря о конкуренте МВФ и Всемирного банка (азиатское отделение которого находится под контролем Японии), Обама упомянул, что США никогда не были против создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и не возражали против участия в этих проектах третьих стран, в частности, Великобритании. Однако, с того момента, как Китай анонсировал создание АБИИ, США непрерывно убеждали своих союзников бойкотировать новую финансовую структуру, убеждая их в том, что стандарты кредитования в ней будут ниже, чем принятые во Всемирном банке. Администрация Обамы критиковала АБИИ за непрозрачность или недостаточного осознания экологических рисков, а Госдепартамент США критиковал решение Великобритании о вступлении в АБИИ за "соглашательскую позицию" по отношению ко всем инициативам КНР.

Таким образом, визит Абэ продемонстрировал, что Вашингтон продолжает действовать в духе прежней гегемонистской модели и стремится не к экономическому развитию Азиатско-Тихоокеанского региона, а к защите там собственных геополитических интересов. И основной среди них - сдерживание растущей мощи Китая, хотя американский президент и боится об этом говорить.

Павел Мартынов