Министр культуры в газете "Известия" в своей статье рассказал о своих взглядах на дальнейшее культурное развитие России. Начал он с истории театра, согласившись с директором первого публичного театра (открыт в 1756 году) Александром Сумароковым, что государство должно активно поддерживать "высокое искусство", а сами деятели культуры лучше бы не самовыражались, а "воспитывали вкусы" в народе. Третий постулат Сумарокова заключается в том, что художник, власть и общество должны стремиться действовать заодно.
Мединский считает необходимым дискуссию художника и власти, предложив исключить из нее "элементы самодурства". Государство не должно применять "догматический диктат", а художник — отрицать обязательства перед обществом.
Дискуссия, по мнению министра, должна вестись "строго в поле признания общих ценностей". Ими он назвал ценность созидательного труда, развитие личности как залог общего процветания, служение отечеству, единство и преемственность тысячелетней истории России, а также историческое единство судеб народов России и дружественных народов, "многие из которых ранее входили в состав Российской империи или СССР".
Также общими Мединский назвал ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые и православием и всеми традиционными для России религиями, начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей.
Министр подчеркнул, что настаивает на этих ценностях в той части художественного творчества, что субсидирует государство. При этом он отметил, что "государство ничего не запрещает, но не все оплачивает".
Мединский в своей статье привел результаты опроса общественного мнения в исполнении фонда "Общественное мнение", в соответствии с которыми 82% граждан страны считают, что "государство должно контролировать содержание художественных произведений". "Мы не можем и не будем тоталитарно игнорировать мнение большинства наших сограждан", — указывает Мединский.
"Нетрадиционных" художников министр сравнивает с "нетрадиционной" медициной с той разницей, что первые ставят эксперименты над душами тысяч пациентов. "Сегодня мы уже и не помним, что классический "психологический театр" МХТ как раз в те годы считался частным творческим экспериментом. А вот "р-р-революционные" сценические безумства с обилием обнаженной женской натуры, скабрезными фантазиями о жизни царей и разнузданным богохульством так и остались постыдным недоразумением", — объясняет Мединский наличие творческого меньшинства в авангарде культурного развития.
"Экспериментов не чураются даже такие столпы отечественной культуры, как Александринка и Большой театр, — у обоих для этого есть Новая сцена. Но если зритель идет на историческую сцену, там он гарантированно увидит только то, что проверено временем. Главное — своевременно предупредить зрителя, на что его приглашают", — объяснил министр.
"Как "Армата" наследует традициям легендарной советской инженерно-конструкторской школы, так и миллионы россиян ощущают себя наследниками и продолжателями легендарной славы своих предков. Все вместе это — Большой театр, Эрмитаж, Третьяковка, МХТ, консерватория, скромная районная библиотека и городская художественная школа — и есть пространство культуры, где формируется историко-культурная идентичность, без которой любой танк лишь кусок железа, пусть даже очень технологичный. Перефразируя известную аксиому, скажу: если государство не кормит и не создает свою культуру, ее будет кормить и создавать кто-то другой. И тогда в конечном итоге все равно придется кормить чужую армию", — завершил свою статью Мединский.