Представители "Родительского всероссийского сопротивления" (РВС) в Челябинской области выступили против закрытия детских домов, которое анонсировала местный детский омбудсмен Маргарита Павлова, так как, по их мнению, проблема сирот в регионе не решается. В целом организация оценила работу госорганов области по ликвидации сиротства как неэффективную.
Как передает корреспондент Накануне.RU, в регионе на сегодняшний день действует 55 детских домов, четыре из которых планируется закрыть в ближайшее время. Председатель регионального отделения РВС Екатерина Забачева привела данные из ежегодного доклада уполномоченного по правам ребенка в регионе, из которых следует, что количество сирот с 2012 года снизилось более чем на 1 тыс. человек. При этом, ежегодно количество сирот увеличивается на 1 тыс. человек.
Забачева пришла к выводу, что уменьшение численности детей-сирот происходит за счет их взросления (18+), а также спада рождаемости. Сейчас идет рост рождаемости, а в этих условиях закрытие детдомов нецелесообразно, поскольку будут утеряны кадры и инфраструктура. В детдомах находится порядка 4,5 – 5 тыс. сирот. По оценке Забачевой, закрывать детские дома нужно тогда, когда есть положительный результат по снижению сиротства. Та работа, которую в регионе ведут минсоц и детский омбудсмен, неэффективна, считает она.
Представительница РВС заметила, что полным ходом идет перевод семейных отношений на коммерческую основу путем стимуляции платного родительства. Так, приемные родители в Челябинской области ежемесячно получают в общей сумме около 12 тыс. руб., в Свердловской области эта цифра достигает 40 тыс. руб. В условиях сложной экономической ситуации для многих это становится неплохим способом получить доход.
Юрист по семейным спорам Светлана Пястолова отмечает, что с принятием ювенальных поправок в законодательство малообеспеченные семьи стали приравнивать к неблагополучным. Так, по ее данным, на периферии области участились случаи жалоб от многодетных семей на работников соцслужб, которые предъявляют претензии к бытовым условиям содержания детей (отсутствие ванны в частном доме, пустой холодильник). При этом жалобу по телефону доверия, номер которого можно увидеть в любом детском саду или школе, может оставить анонимно кто угодно. С юридической точки зрения, после изъятия ребенка из семьи вернуть его обратно крайне сложно. Пока решается вопрос о лишении родительских прав, дети могут по полгода содержаться в приемниках-распределителях. С начала года в регионе было два таких случая.
Замначальника отдела организации работы по опеке и попечительству министерства соцотношений области Татьяна Матвеева пояснила, что детские дома будут перепрофилированы в центры помощи семье и детям. Пока ведется работа по двум таким центрам – в Пласте и Чебаркуле. Сироты из этих детдомов будут переведены в другие или устроены в семьи.
По ее данным, цифры по усыновлению, приемным семьям и опеке из года в год остаются стабильными. Последнее время наблюдается спад по иностранному усыновлению – с 42 человек в 2014 году до девяти детей в 2015 году. По ее словам, за рубеж обычно берут детей, которых трудно устроить в России – это четвертая-пятая группа здоровья, патологии развития, инвалидность. Российские семьи в 90% случаев хотят взять девочку от ноля до трех лет, первой-второй группы здоровья.