Бывшие акционеры ЮКОСа обратились в суд Лондона с требованием исполнить решение гаагского суда о взыскании с России $50 млрд. Деньги они хотят получить за счет ареста активов страны в Великобритании. Такие же планы у владельцев нефтяной компании на имущество страны в Бельгии и Франции. Некогда государственную, а после приватизации оффшорную нефтяную компанию в Югре помнят, как злостного неплательщика в бюджет, а ее руководителей считают виновными не только в экономических преступлениях, но и в заказных убийствах. В годовщину смерти мэра Нефтеюганска Владимира Петухова "дело ЮКОСа" получило вторую жизнь, и на этот раз суды встали на сторону бывших владельцев "Group MENATEP Limited". Кремль заявил, что вскоре будут предприняты ответные меры, но законодатели считают, что ограничиваться "заморозкой" иностранного имущества в России нельзя. Нужно пресечь саму возможность международного вмешательства в хозяйственную деятельность страны, говорят они.
Ответ России на действия приставов в Бельгии и Франции должен быть немедленным и зеркальным, уверен депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александр Колодич. Депутат родом из Нефтеюганска, где вскоре будут проходить траурные мероприятия в честь убитого мэра города Владимира Петухова. Колодич считает, что иски против России были пущены в работу неслучайно, интересанты процесса постараются довести дело до конца. Потому безнаказанность будет порождать такие же действия со стороны других стран.
"То, что в Бельгии произошел арест счетов посольства – это уже за рамками здравого смысла. Идет игра, направленная против России, ведь понятно, что "дело ЮКОСа" идет уже много лет, но почему-то аресты совпали с Петербургским форумом. Это продуманный шаг, чтобы навредить бизнесу в России. Президент четко сказал, что для нас решение гаагского суда не является обязательным, так как страна не ратифицировала хартию. Значит, приставы сами нарушают закон, идут напролом. Наши методы должны быть зеркальными", - рассказал Накануне.RU Колодич.
Противником ответных мер является лидер фракции ЛДПР в думе Югры Евгений Марков. Он уверен, что Россия сможет одержать победу в судах, не следуя принципу "око за око".
"Все наши официальные лица сделали заявления. Сечин подтвердил, что акционеры "ЮКОСа" не имеют претензий к "Роснефти", подписано мировое соглашение. Все другие предположения - нагнетание обстановки на общем фоне обострения международных отношений. Россия сегодня тоже не последняя держава и, думаю, министерство юстиции сможет решить вопрос в правовом поле. История должна разрешиться в пользу России, но эмоциональные шаги со стороны Госдумы или еще кого-то не нужны. У нас есть веские аргументы, почему мы не признаем решение гаагского суда, нужно доказывать свою позицию и не делать других шагов, обостряющих ситуацию", - рассказал Накануне.RU депутат югорской думы Евгений Марков.
Александр Колодич спорит и говорит не просто об ответных "санкциях", а об изменении российского законодательства, которое сейчас ставит международные нормы выше федеральных.
"Мы в свое время приняли поправки в Конституцию о том, что международное право приоритетнее, чем российское. Сейчас нам надо учиться у стран, которые защищают свои интересы и не ставят во главу угла международные нормы. Таких стран немало, и они не самые слабые. Международное право сейчас - игра Европы и США против нашей страны, поэтому надо вносить изменения в Конституцию", - говорит Колодич.
Депутаты Госдумы уже сделали запрос в Конституционный суд с просьбой оценить "возможности признания и исполнения" постановлений международных судов, которые противоречат законодательству РФ. Приоритет международным нормам обеспечивает Конституция, в ст. 15 которой говорится, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы", и если международным актом установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, "то применяются правила международного договора". По словам депутата Госдумы Евгения Федорова, сейчас настало время поставить вопрос о суверенитете и провести конституционную реформу. Ответные меры должны касаться не конкретного "дела ЮКОСа", а тех, кто использует его для достижения своих целей и пользуется при этом правовой и финансовой уязвимостью страны.
"Сейчас идет наступление на Россию, которое началось в прошлом году с госпереворота в Киеве. Поэтому американцы пошли на нарушение международного законодательства и поддержали переворот. Фактически они поддержали против нас войну. Дальше – Крым, Донецк, ЮКОС – это методы этой войны, следствия и технологии. Если не будет ЮКОСа, будет арест активов Центрального банка, отключение от Swift. Логика этой войны с Америкой в том, чтобы нанести удар по нашей уязвимости. В чем заключаются санкции, о которых все говорят? Они бьют по уязвимости по линии финансовых механизмов. У нас нет национального рубля, мы все рубли выпускаем в оборот путем покупки доллара, содержим валютные резервы в Америке – они ударяют по этому месту. У нас нет национального капитала, весь российский бизнес размещен в оффшорах, либо в Лондоне и Нью-Йорке – и они бьют по этой уязвимости", - объяснил Накануне.RU депутат.
По его словам, снять уязвимость по линии инвестиционных и кредитных потоков можно за счет снижения процентных ставок до европейского уровня и перекредитования в российских рублях. После этого российские компании вернутся из-за рубежа и Запад автоматически потеряет второй инструмент давления на Россию, используемый сейчас в "деле ЮКОСа" – контроль за активами.
"Но чтобы эти решения принять, надо решить главный вопрос – вопрос суверенитета. Архитектура российского управления устроена так, что во всех министерствах и ведомствах сидят иностранные специалисты, только они называются теперь PricewaterhouseCoopers, McKinsey & Company. Они управляют процессами. То, о чем я говорю, политически означает проведение конституционной реформы, в стиле Бастрыкина, который называл нашу Конституцию правовой диверсией. Конституционная реформа в данном конкретном ключе – это нулевые процентные ставки, запуск и национализация ЦБ, запуск национальной экономики. Как только мы снимаем уязвимость, мы встанем наравне с США. Не по силе, но по возможностям. С этого момента нас будут уважать и с нами будут разговаривать. Сегодня разговор с нами ведется, как с холуями, которые полностью управляются США, но выпендриваются. Что делают со слугой, который выпендривается? Его бьют. И вот нас будут бить, пока не согласимся выполнять волю господина. Но как только мы перестанем быть слугами, все толчки прекратятся. Вопрос суверенитета главный, но его не признают", - говорит Евгений Федоров.
Он отмечает, что в России реформа должна быть направлена, в первую очередь, на отмену положений Конституции о внешнем управлении Россией. Это стало стратегической проблемой управления страной.
Депутат Госдумы от Югры Вячеслав Тетекин в беседе с корреспондентом Накануне.RU предложил меры экономического ответа на санкции, одной из которых стали аресты счетов по искам акционеров ЮКОСа.
"Я думаю, у нас достаточно многообразная форма воздействия на наших западных партнеров, была бы политическая воля. Нужно просто вывести наши капиталовложения из западных банков, они немедленно впадут в очень глубокий кризис. Мы держим сотни миллиардов долларов в западных банках, и фактически мы финансируем страдающую рецессией экономику Запада. Если из нашей страны утекают до $100 млрд ежегодно, что мы там возимся с этими иностранными инвестициями? Остановить поток капитала, который бурной рекой вытекает из нашей страны - первое, что нужно сделать. Немедленно. И западный мир начнет кричать своим политикам - немедленно прекратите эту санкционную войну против России", - считает Тетекин.
Депутаты опасаются, что если Россия так и не примет контрмер, то иностранные "партнеры" достигнут успеха в развернутой войне. Своих целей они не скрывают.
"Официальные американские лица называют два основных условия прекращения санкций: выдача Путина и ликвидация России. Как только эти два условия будут выполнены, санкции с той территории, которая останется от России, будут сняты. Поэтому отсутствие суверенитета – смертельная опасность для нас, вопрос жизни и смерти. Пока мы выбираем последнее. Я был на ПМЭФ, послушал, где крупный бизнес говорит: "с американцами надо договариваться". То есть бизнес согласен с предложенными условиями, осталось только реализовать заговор против Путина и российского государства, как это было сделано в Киеве. Мы до этого дойдем, потому что за весь год мы не предложили ни одного метода разрешения кризиса. Планы правительства - всего лишь попытки его смягчения. Настоящее решение одно - снижение процентных ставок, запуск российской экономики. Это на Западе называется политика количественного смягчения, проверенный метод, который в нашей стране категорически запрещено обсуждать. Значит, мы на полных парах идем к заговору против России, он состоится. Думаю, первые признаки будут в августе, а сам заговор будет реализован весной следующего года", - высказывает опасения Евгений Федоров.