Произошедшая 1 июня катастрофа на реке Янцзы стала одной из самых трагичных в новейшей истории Китая. Большинство из 485 человек, находившихся на злополучном пароме "Звезда Востока", до сих пор числятся пропавшими без вести, однако шансов найти их живыми практически нет, передает корреспондент Накануне.RU в Китае.
"Яньчэн сяоси" со ссылками на высший менеджмент компании-владельца судна сообщает, что перед выходом в свой последний рейс "Звезда Востока" находилась в отличном техническом состоянии. Судно было спущено на воду в 1994 году, три года спустя прошел ремонт, связанный с установкой нового оборудования, и регулярно проходило технические осмотры. Максимальная вместимость парома - 550 человек, то есть, на момент крушения он был заполнен, но не перегружен.
"Синьлан гоней" опросила начальника транспортного пароходства реки Янцзы Дэн Цяньхуана, задав ему четыре вопроса о возможных причинах трагедии.
Вопрос: Могли ли привести к опрокидыванию судна геологические или гидрографические особенности в месте крушения?
Дэн Цяньхуан: Кораблекрушение произошло в районе Цзиньцзян в среднем течении реки Янцзы. Это довольно оживлённый судоходный участок, природные условия здесь вполне благоприятны для судоходства. Здесь установлено ограничение для кораблей с осадкой от шести метров, но осадка "Звезды Востока" - всего 2,5 м, так что никаких проблем здесь не было. Дно в этом районе песчаное, без рифов и плавучих предметов, способных создать угрозу судоходству.
Вопрос: Накануне трагедии власти Цзинцзяна объявили "жёлтый" уровень опасности из-за сильного дождя. Почему капитан "Звезды Востока" не принял решение стать на якорь и приостановить рейс?
Дэн Цяньхуан: Долгие годы опыта судоходства в этом районе свидетельствуют, что основной помехой здесь является ветер, а на втором месте стоят туманы. Что до дождя, то он никогда не создавал особенных проблем, вероятно, и в этот раз капитан, несмотря на ухудшение погоды, решил продолжить рейс, полагаясь на прежний опыт.
Вопрос: Почему капитан или старший механик не подали сигнал бедствия?
Дэн Цяньхуан: Да, подать сигнал бедствия было их прямой обязанностью. Однако, стоит учитывать, что сильный крен, в результате которого стало невозможно стоять на ногах, смещение оборудования и обесточивание судна в результате попадания в генераторы воды - всё это произошло за каких-то две минуты. Вероятно, экипаж физически не успел подать сигнал бедствия.
Вопрос: Известно, что рулевое оборудование "Звезды Востока" в своё время подвергалось ремонту. Могло ли это обстоятельство стать причиной трагедии?
Дэн Цяньхцан: Такой факт имел место, однако после ремонта оборудования корабль прошёл осмотр в установленном порядке и получил сертификат безопасности.
Таким образом, наиболее вероятной является версия об ошибке в управлении судном, то есть о том, что капитан продолжил рейс, невзирая на сложные погодные условия, ставшие в итоге основной причиной катастрофы. Вместе с тем, в СМИ сообщается о внушительном стаже капитана: он проработал в речном флоте 35 лет из 52 лет своей жизни, а "Звездой Востока" управлял с 2007 года, и за всё это время никаких серьёзных инцидентов не допускал. Сообщается также, что до окончательного выяснения причин кораблекрушения приостановлена эксплуатация однотипных со "Звездой Востока" теплоходов "Царь Востока" и "Жемчужина Востока".