Сбор подписей за проведение референдума по вопросу возвращения памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь выходит на "финишную прямую". Завтра, 21 июля, в центральном штабе КПРФ будут подведены итоги проведенной кампании. По состоянию на 20 июля 2015 г. было собрано порядка 150 тыс. подписей москвичей. Корреспондент Накануне.RU побывала в штабе фракции и оценила настроения инициативной группы.
Снос памятника основателю ВЧК на Лубянке произошел в августе 1991 г. в разгар "демократических преобразований" и "борьбы против всего советского", хотя с фигурой именно этого деятеля ассоциируется "идеальная для правоохранителей формула" - "чистые руки, горячее сердце и холодная голова". Как отмечали ранее инициаторы проведения референдума: "Речь идет о принципиальном моменте – или мы реально боремся с коррупцией – тогда это Дзержинский, или мы только делаем вид, что боремся с коррупцией, и тогда это памятник Чубайсу при жизни". Коммунистам необходимо было собрать 146,3 тыс. подписей горожан, чтобы столичные власти все же рассмотрели их заявку. И, судя по всему, первому за долгие годы референдуму в России - быть. Любопытно, что "протащить" его удалось КПРФ, а не либеральной оппозиции.
По словам координатора штаба Виталины Пономаренко, после получения необходимого числа подписей, материалы будут направлены на проверку в городскую избирательную комиссию, которая в течение 30 дней должна будет дать свое заключение. В случае признания подписей москвичей действительными материалы передаются в Мосгордуму, которая также за 30 дней должна принять решение о дате референдума.
Несмотря на то, что "марафон" по сбору подписей выдался напряженным – ведь летом многие уезжают в отпуск, а для агитации времени было не так много – в КПРФ настроены позитивно. Накануне оглашения итогов в штаб все еще поступают "стопки" листов с районных отделений фракции.
"Оптимизм появился к концу первой недели, когда мы поняли, что москвичи идут. Ранее мы думали, что придется набирать "своим активом". Была удивлена, что уже на первый день после объявления кампании по сбору подписей люди сами приходили, говорили, что специально искали информацию в интернете, искали точки сбора. Люди в целом неравнодушные", - комментирует Пономаренко.
Поддержку инициативе коммунистов о возможном возвращении "Железного Феликса" на его "историческое место" выражали не только в центральном офисе на улице Гиляровского, но и в точках сбора, организованных для жителей ряда столичных районов и подмосковных населенных пунктов. Кроме того, у некоторых станций метро были организованы "пикеты".
В точках сбора, однако, не обошлось без "столкновений", рассказывает координатор штаба. Спровоцированы они были, в основном, либо сотрудниками районных администраций и управ, либо сотрудниками полиции. "При том, полицию инструктировали, что в соответствии с законом, это были не пикеты, не митинги, а сбор подписей, разрешенный без предварительных согласований. Были и нападения. По факту нападения на нашего активиста в Троицке даже заведено уголовное дело. Там гражданин подошел, выхватил у него [активиста] материалы, начал рвать подписные листы, по лицу [ударил] …", - сообщила Пономаренко.
Как мы помним, неоднозначную реакцию на проведение референдума демонстрировали в Мосгордуме. "Непонятно, какая у них была мотивация… После того, как наша фракция устроила демарш, они вдруг разрешили провести по этому вопросу сбор. Из всех вопросов он, конечно, самый эмоциональный, но не самый важный в жизни москвичей - будет ли стоять памятник на определенной площади", - говорит она.
Пономаренко подчеркнула, что многие москвичи приезжали семьями, чтобы выразить свое мнение "по вопросу, имеющему прямое отношение к восстановлению мощи нашего государства". "Очень много молодых людей приходило. Многие из них пришли подписать именно за сам факт проведения референдума в Москве, не соглашаясь с ограничениями, которые, к слову, противоречат конституции", - сказала координатор штаба КПРФ.
В целом активисты коммунистической партии констатируют интерес жителей столицы к вопросу, который планируется вынести на первый за долгие годы референдум. Остается только ждать, смогут ли активные горожане выразить свою позицию посредством голосования.