Министр культуры РФ Владимир Мединский предложил вернуть останки композитора Сергея Рахманинова в Россию. Он считает, что похоронить его надо в Онеге (Новгородская область), и это будет "великим делом".
Мединский отметил, что личность композитора совершенно неправильно трактуется на западе.
"Если вы посмотрите американские источники, то вы увидите, что Сергей Рахманинов - великий американский композитор русского происхождения. Американцы самонадеянно приватизируют имя Рахманинова, так же, как и имена десятков и сотен русских, которые волей судьбы оказались после событий революции за рубежом. Нужно, чтобы весь мир знал, что Рахманинов – это русский композитор, а не американский композитор с русскими корнями, как говорят в США", - сказал Владимир Мединский.
Эксперты отмечают, что в инициативе министра есть недостатки. Во-первых, в одной могиле вместе с Рахманиновым лежат его жена и старшая дочь. Почему никто не ставит вопроса о том, чтобы перезахоронить и родственников? Во-вторых, единственным местом, где может быть перезахоронен композитор, является усадьба Ивановка (ныне музей), на территории которой много лет он творил, считает директор музея-усадьбы "Ивановка" Александр Ермаков. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Считаете ли Вы правильной идею Мединского перевезти прах Рахманинова в Россию?
Александр Ермаков: Я обеими руками "за". Но в случае с Сергеем Рахманиновым существуют проблемы. Первая и самая главная – бывший посол СССР в США Андрей Громыко палец о палец не ударил, чтобы великий музыкант вернулся в Россию. Это исторический факт.
За полтора месяца до своей кончины Рахманинов принял американское гражданство. Чтобы перевезти его прах в Россию, нужно согласие госдепа США. Об этом нельзя забывать. Я этой проблемой занимаюсь более 30 лет. У меня огромная папка переписки, которую мы вели с родственниками композитора и официальными структурами.
Вторая. Почему-то разговор ведется все время о перезахоронении Рахманинова. Все забывают о том, что в одной могиле с ним лежит его супруга Наталья Александровна, похороненная в 1951 году, и старшая дочь Ирина Сергеевна, похороненная с родителями в 1969. Про это никак нельзя забывать. Если мы решаем вопрос о перезахоронении, то надо ставить его так, как делает это "Ивановка": перезахоранивать всю семью.
Третья. Мы обеими руками за перезахоронение, но единственным местом, которое имеет моральное право претендовать на то, чтобы принять Рахманинова, является "Ивановка". Тут же скончался и похоронен отец композитора. Сам он большую часть своей творческой жизни прожил здесь. В 1932 году Рахманинов писал, что, живя в России, постоянно стремился в Ивановку. Перевозить его надо всей семьей и только сюда.
Вопрос: Почему, на Ваш взгляд, этот вариант не рассматривается?
Александр Ермаков: Я чрезвычайно уважаю и признателен министру Мединскому за то, что он первым стал министром культуры России. До него у нас не было таких людей. У нас были министры культуры по обслуживанию минкульта и федеральных учреждений культуры, преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга.
С приходом Мединского у нас появилось именно министерство культуры России. Оно стало заниматься проблемами сохранения, развития культуры в глубинке, провинции, от Калининграда до Курильских островов.
Мне часто задают вопрос: почему в Москве или Петербурге нет улицы Рахманинова? Я уверен, что руководители этих городов понятия не имеют, кто такой этот человек. Вот по этой причине у прежних руководителей минкульта никогда не доходили руки до Рахманинова.
Вопрос: Почему сейчас Мединский поднял этот вопрос?
Александр Ермаков: Останки Рахманинова лежат в американской земле. Земле, которой он совершенно не нужен и которая ему не нужна. Наши великие люди должны быть у нас.
Я вам приведу пример: вернули прах Ивана Шмелева в Россию. После этого пошел всплеск интереса к его творчеству. Приезжайте в Алушту, побывайте в скромном пока еще его музее. Там огромный интерес к нему!
Я просто уверен, что после перезахоронения вырастет и интерес к музыке Рахманинова, и к главной его творческой лаборатории и семейному очагу, то есть усадьбе Ивановка.
Вопрос: Согласны ли Вы с предложением министра перезахоронить великого композитора в Онеге в Новгородской области?
Александр Ермаков: "Претендовать" на Сергея Рахманинова может только "Ивановка". К сожалению, в Новгороде, при всем моем к нему почтению, очень много говорят и совершенно ничего делают в его усадьбах или матери Рахманинова. Усадьба, в которой он родился, даже в Новгороде не объявлена памятным местом.
А в усадьбе Онега, в которой прошло его детство, странным образом памятником объявлен только парк. Как можно объявлять памятником и брать под охрану то, чего не существует? Просто Онегу и Семеново затянуло лесом. Им надо сейчас очень много делать просто для того, чтобы быть восстановленными.
Перезахоранивать в Онеге преждевременно. Понимаю, Мединский был в Новгороде. Но это преждевременно: там лесная чаща, вокруг Онеги – одни разговоры. В 1968 там поставили стелу и больше ничего не сделано.
А в усадьбе в Ивановке, которая погибла в годы Гражданской войны, мы восстановили уже шесть строений, парк. Семейный очаг мы восстанавливаем.
Вопрос: Мединский говорит, что "нужно, чтобы весь мир знал, что Рахманинов – русский композитор, а не американский композитор с русскими корнями, как говорят в США". Как надо, на Ваш взгляд, этого добавиться?
Александр Ермаков: Дело в том, что музыка его глубоко национальна. И сам Рахманинов писал о себе, что является русским композитором. Он писал, что, уехав из России, "потерял желание сочинять". Даже в свое последнее произведение – "Симфонические танцы" – об этом все музыковеды забывают, он вложил российские замыслы балета "Скифы".
Мы ничего не можем сказать против, когда американцы называют его своим композитором. Повторяю, последние полтора месяца жизни он прожил гражданином Америки. Здесь грех на его душе. Нужно взять его слова о том, что он называл себя русским, что Родина воспитала его. И все. Больше ничего не надо, он о себе все знал.
У меня есть один контраргумент: назовите мне хоть одно произведение Рахманинова, в котором звучит Америка. Небоскребы, "Форды", побережья.
А вот когда меня спрашивают, в каких произведениях звучит Россия, я сразу могу ответить: почти во всех. Выезжайте за пределы Ивановки, включайте плеер, в котором звучит III концерт, и вы увидите то, что слышите в плеере, вокруг. Музыка Рахманинова, как говорил Георгий Свиридов, это русская музыка.