Инициатива спикера заксобрания Севастополя Алексея Чалого по возврату сверхприбылей исполнителей "хаотической застройки" Севастополя в городскую казну может быть использована в масштабах страны. По сути, это один из возможных механизмов пересмотра приватизации "лихих" 90-х и финансовый ресурс для развития, передает корреспондент Накануне.RU.
"Если называть вещи своими именами, есть люди, которые украли у Севастополя огромные деньги и земли. Я уже не говорю про невыплату налогов. Как работал механизм: бралась земля, которая стоила миллионы долларов. Достигались какие-то договоренности. Землю получали за копейки, застраивали, и продавали коммерческую недвижимость за деньги, связанные с реальной стоимостью земли, а не самого строительства, отсюда возникала их прибыль", – заявил на днях Алексей Чалый, и предложил подготовить иски в суд по конкретным результатам деятельности, с целью определения материального ущерба, нанесенного городу, и его возмещения.
Хаотичная бесконтрольная застройка давно стала серьезной проблемой для города-героя Севастополя, чтобы привлечь внимание к ней, в городе даже пытались провести митинг, который, впрочем, не состоялся. Тем не менее, подобная инициатива может быть поддержана депутатами и обществом, и не только в Севастополе, считают эксперты.
"Проблема нелегальной застройки на территории Крыма весьма актуальна, ей уже более 20 лет. На протяжении десятилетий в Крыму застраивали земли рекреационного значения, земли крымских заповедников, как в Севастополе, так и в Крыму. Сейчас звучат различные заявления о том, что нам необходимо избавляться от самостроев, и надо отметить, что на территории республики Крым есть некие подвижки в этом вопросе. Были освобождены ряд "полян протеста" – это места застройки активистами Меджлиса крымско-татарского народа. Эта проблема постепенно решается, людям выделяются земли. В Севастополе также существует проблема нелегальной застройки, но надо понимать, что все заявления, сделанные в Севастополе за последние два месяца, часто носят не только практический характер, но и политический, поскольку в городе явно проявляется конфликт интересов заксобрания и правительства и лично между Чалым и Меняйло", – прокомментировал инициативу политика Накануне.RU политолог Иван Мезюхо.
Тем не менее, эксперт предполагает, что инициатива может вылиться не только в судебные иски, но и в законопроект, который, вполне возможно, будет заметен и даже подхвачен на федеральном уровне. В случае распространения такого опыта в Севастополе, подобная практика может коснуться и проблемы незаконной приватизации в целом. Механизм мог бы заключаться в подаче исков в суд по фактам продажи госсобственности по заниженной цене и, в случае признания неправомочности сделок, объекты бы возвращались полностью или частично в собственность государства.
Подход Чалого в КПРФ называют "далеко идущим".
"Чалый является не только патриотом и администратором, но и крупным предпринимателем – я встречался с ним в феврале прошлого года, когда он только-только стал лидером восставшего Севастополя, и я должен сказать, что он мыслит крупными категориями, и его предложение далеко идущее. Я бы категорически приветствовал такой подход", – отметил в беседе с Накануне.RU депутат Госдумы от КПРФ, политический советник Геннадия Зюганова Вячеслав Тетекин.
Проблема приватизации 90-х годов никуда не ушла, она остается, более того, является одной из причин экономических провалов России, считает политик.
"Проблемы, прежде всего, лежат в той самой дикой, варварской грабительской приватизации, которая была устроена в начале 90-х. Под маркой повышения эффективности экономики ставилась сугубо идеологическая задача создания нового класса собственников. В тот момент у демократов, которые пришли к власти, не было никакой социальной опоры. Был рабочий класс, крестьянство и творческая интеллигенция. Нужно было создать буржуазию. Поэтому, вполне сознательно, не взирая на экономические реалии, Чубайс и его команда буквально раскидывали собственность налево и направо. Ельцин говорил "берите суверенитет, сколько унесете", а Чубайс действовал по такому же принципу – хапайте собственности, сколько унесете. Поэтому, самые лакомые кусочки собственности, включая земельные участки, они были задаром розданы тем, кто стоял ближе всего к кормилу власти", – напоминает Тетекин.
Он отмечает, что эта проблема отнюдь не ограничивается только Севастополем или Крымом, она характерна для любого субъекта, но в Крыму приобрела очень острый характер, ведь каждый метр прибрежных или заповедных земель там стоит сумасшедшие деньги – это просто "бесценное сокровище".
"И сегодня, когда мы боремся с экономическими кризисами, мы видим, что часть народа была изначально обездолена, а те люди, которые хапнули эту собственность, они не заинтересованы в увеличении эффективности. В отличие от западного капитала, который создавался, скажем так, на ровном месте, и будущие миллиардеры сильно рисковали – наверх поднимался один из тысячи, наши миллиардеры получили все готовенькое. И общество абсолютно вправе сказать, что "делиться надо", – считает политик.
"Мы можем или стать инициаторами подобного законопроекта, или, если он будет выдвинут одним из регионов или группой депутатов, разумеется, мы поддержим такой законопроект, потому что мы убеждены, что рано или поздно, социальную справедливость необходимо будет восстанавливать, без этого развитие страны будет просто невозможно", – пообещал Тетекин.
Впрочем, реализация инициативы о возврате земельных сверхприбылей - это не только восстановление социальной справедливости, это еще и колоссальный финансовый ресурс для экономики страны.
"Земли, особенно, вокруг крупных городов, являются колоссальным финансовым ресурсом. Там зачастую стоят целые поместья на самых плодородных землях. Речь не идет о том, что их надо сносить, но люди должны заплатить за них, и это огромный финансовый ресурс. Если мы говорим о прогрессивном налоге на сверхбогатых, когда ставка растет до 50% при доходе свыше 1 млн руб. в месяц, и мы вправе требовать от собственников земельных угодий, чтобы они заплатили не по той стоимости, по которой платят владельцы трех соток и дощатого домика, а заплатили бы по реальной стоимости, по рыночной, налог с этой земли. Мы категорически поддержали бы движения в этом направлении", – подытожил коммунист.
Однако московские политологи воспринимают перспективы этой идеи скептически.
"Сам по себе этот подход был бы правильным, но думаю, что его в России не примут, – дает свою оценку такому механизму пересмотра приватизации политолог Сергей Черняховский. – В силу этого, могут не принять и в Севастополе, к сожалению. Общество поддерживает у нас идею пересмотра приватизации, но власть на это не идет, хотя частично по факту кое-что пересмотрено. В чистом виде, реализация этой идеи была бы правильной. И пересмотр нанесенного ущерба от той или иной экономической деятельности надо было бы рассматривать. Но в каждой конкретной ситуации нужно очень внимательно разбираться, кому это сейчас будет выгодно, а кому нанесет ущерб и какую роль это сыграет в противостоянии тех или иных сегодняшних экономических интересов".
Тем не менее, эксперты сходятся в том, что инициатива Чалого действительно была бы одним из наиболее взвешенных, логичных и справедливых методов пересмотра приватизации 90-х.