Коренные малочисленные жители ХМАО попросили у хозяйки Югры поддержки в борьбе с недропользователями. Под обращением подписались 11 представителей народа ханты: главы семейств Сардаковых, Щуклеевых, Сопочиных, Лебедевых, Айпиных и Майоровых.
Представители КМНС пишут, что ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "Аганнефтегазгеология" требуют от них согласовать размещение нефтепромыслового оборудования на территории традиционного природопользования. "Просим помощи врио губернатора округа в сохранении нашего Дома-Югры. Просим провести разъяснительную работу с нефтяниками, что не только нефть — богатство нашей страны", — говорится в документе.
По словам аборигенов, промышленная деятельности на их территории наносит существенный ущерб окружающей среде: нефтяники давят тяжелой техникой ручьи, питающие болота и озера, из-за чего водоток прекращается и водоемы пересыхают.
"Территории, где побывали нефтяные компании, замазучены, замусорены строительным мусором, металлоломом, оставшимся после строительства нефтяных скважин. Вместо вывоза и утилизации отходов своей производственной деятельности нефтяные компании зарывают их в родовых угодьях — так менее затратно!" — говорится в обращении.
При этом, в заключениях экспертов предполагаемое влияние недропользователей на окружающую среду оценивается как незначительное. "Позиция "Сургутнефтегаза" всегда была непопулярна в округе. Мы старались строить политику, исходя из того, что мы не должны полностью одевать и кормить всех проживающих. Мы говорим о сохранении традиционного образа жизни, который подразумевает традиционное природопользование и возможность самообеспечения в любой ситуации — уйдем мы или останемся", — заявлял начальник управления по землепользованию ОАО "Сургутнефтегаз" Виктор Пискарев.
Как ранее писало Накануне.RU, в Сургуте начался суд над шаманом, хранителем священного для хантов озера Имлор Сергеем Кечимовым. Сотрудники "Сургутнефтегаза" обвиняет его в угрозе убийством.
Конфликт возник из-за добычи нефти на территории Федоровского месторождения. "Сургутнефтегаз" получил разрешение на извлечение запасов, но столкнулся с противодействием хранителя священной территории. Конфликт вяло тянулся, пока собака нефтяников якобы не загрызла кечимовского оленя. Собаку шаман пристрелил. Спустя некоторое время к хранителю озера пришли неизвестные и дали подписать бумаги на русском языке, которым Кечимов не владеет. Позже выяснилось, что это было чистосердечное признание в том, что он угрожал двоим сотрудникам "Сургутнефтегаза" расправой.
Гринпис напрямую связывает судебную тяжбу с нефтедобычей на Имлоре и рассказывает о многочисленных загрязнениях, которые оставляют после себя нефтяники. "Мы видели там пятна мазута, засыпанные ручьи, охотничьи домики, которые построили браконьеры, — рассказала координатор арктической программы Гринпис Евгения Белякова. – Кечимов постоянно жаловался нефтяникам и местной администрации на эти нарушения, пытался навести порядок на территории, за которую отвечает, чем очень раздражал их".