Российские вузы заинтересованы в увеличении количества иностранных студентов. "Среднее медианное" значение для прохождения мониторинга Минобрнауки составляет сегодня 4% от общего количества обучающихся. Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин в ходе пресс-конференции, состоявшейся накануне в Москве, подчеркнул, что вуз вынужден проводить активную работу по привлечению иностранных студентов. Подробности - в материале Накануне.RU.
В рамках оптимизации образования в состав РЭУ вошли еще несколько вузов. "При нынешней численности достичь высоких значений тяжело, поскольку те вузы, которые с нами объединились, не обладают таким количеством иностранных студентов. Если мы достигаем 5-6% - для нас это нормальный показатель. Однако процент приема среди них на 60- 70% выше, чем в предыдущие годы", - сказал Гришин. Вместе с тем, около 300 российских студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова обучаются по двух-трехдипломным программам в немецких и французских вузах, заявил он.
В свою очередь, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ демонстрирует более высокие показатели в данном направлении. Вуз является участником госпрограммы "Глобальное образование", одним из главных критериев которой является процент иностранных студентов. По итогам 2014 года МИФИ занимает 8 место из 15 российских вузов, участвующих в данном проекте, сообщил ректор университета Михаил Стриханов. Сейчас в МИФИ учится около 800 иностранных студентов. "Мы взяли на себя обязательство передвинуться на 5 место. Это означает, что количество иностранных студентов от общего числа составит порядка 12%", - продолжил он. Для сравнения у Томского политехнического университета иностранцы составляют примерно 20-25% от общего числа, а в Цюрихском университета технологий обучаются 75% иностранных студентов.
Ядерный вуз - специфический, добавил глава университета. "Мы следуем за успешными российскими госкорпорациями – Росатом и Ростех. В тех странах, где сооружаются промышленные объекты, мы вводим образовательные пакеты. В портфеле сейчас 12 стран. Среди них - Турция, Вьетнам, Аргентина, Иордания. Второй пакет – все пространство СНГ", - уточнил Стриханов.
В "Физтехе", к примеру, сейчас учатся 11,5% иностранцев из 6,5 тыс. студентов. Вуз намерен повысить данный показатель до 14% к 2020 году. Сюда приезжают студенты из Китая, стран Европы, Ирака, Ирана и даже США. "Ставку мы делаем на магистратуру и аспирантуру, где эти студенты могу заниматься научными исследованиями, уже получив знания в бакалавриате в своих странах", - отметил проректор Московского физико-технического института Дмитрий Зубцов. Прежде всего, иностранцы приезжают в "Физтех" получать знания в области моделирования летальной техники и космических систем, добавил он.
Студенты азиатских стран больше заинтересованы в получении гуманитарных профессий. Так, рост интереса со стороны китайских студентов отмечает ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов. По его словам, в вузе выстроены крепкие отношения с китайскими педагогами, нарастают программы обмена между университетами. Ожидается, что в этом году количество студентов из Китая перевалит за 1 тыс. человек, уточнил Семенов.
"Мы не входим в рейтинг "Глобальное образование", международная исследовательская активность по некоторым направлениям у нас высокая, но по педагогике почти незаметна. Мы приближаемся к 10% иностранных студентов, что существенно выше, чем в среднем по стране. Сдерживает нас незначительное количество курсов на английском языке", - сказал он.
В "Высшей школе экономики" "китайцев пока немного". Но, как заверил первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев, "это вопрос времени". Студенты "вышки" пока больше едут в западном направлении, за исключением востоковедов, которых интересуют страны Азии. "В перспективе каждый студент должен хотя бы семестр провести в каком-нибудь приличном университете в рамках программ обмена", - продолжил он. Российский вуз также констатирует рост доли поступающих из стран дальнего зарубежья. "Сейчас едут буквально со всех сторон", - отметил Радаев.
Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, "нарушать" кооперационные связи в образовательной сфере не следует, убеждены главы ведущих вузов столицы. "У нас все-таки достаточно нестабильная ситуация в секторе науки, образования, промышленности. Элита в каком-то смысле будет вымываться. Но это не значит, что мы должны перестать готовить такие кадры. Определенный процент останется и заложит основу для развития производства. Закрывать и запрещать выезды за рубеж не получится, иначе мы не сможем развиваться в соответствии с общемировыми тенденциями. Надо создавать здесь привлекательные рабочие места", - резюмировал ректор МИФИ Михаил Стриханов.