Привокзальная площадь Екатеринбурга с начала года оказывается в центре скандала, сравнимого с тем, что возник вокруг Макаровского моста. Участие в нем, вероятно, примут арендаторы площади, администрация города, правоохранительные органы и даже структуры РЖД и областной власти. Толчком для "разборок" стал обычный шлагбаум, а на поверхность "всплыли" договоры тройной субаренды со сдачей площади за 215 тыс. руб. в месяц, совместная фирма РЖД и МУГИСО и самая крупная несогласованная парковка города, передает корреспондент Накануне.RU.
Сразу после праздников горожане, бывающие в районе железнодорожного вокзала, обратили внимание, что движение в районе ул. Челюскинцев стало более трудным. Причина оказалась в том, что значительная часть парковочного пространства на площади была перегорожена, въезд туда стал осуществляться через шлагбаум, а саму парковку сделали платной. Таким образом, не очень удобный въезд на площадь стал причиной очередей в час пик.
Госавтоинспекция Свердловской области провела проверку, в результате которой были даны следующие разъяснения: с начала года парковка на Привокзальной площади (площадь известна как место проведения митингов людей труда в 2012 году в поддержку Путина) стала платной, а сопутствующие меры по информированию и навигации на парковке приняты не были, в результате чего было усложнено движение в районе площади и ул. Челюскинцев.
"Перед въездом на платную парковку организована бесплатная парковка вместимостью до 80 машиномест, однако парковочное пространство на ней не организовано - не предусмотрено конструктивное отделение Привокзальной площади от проезжей части ул. Челюскинцев, что приводит к беспорядочному заезду и выезду транспортных средств, отсутствует конструктивно выделенный тротуар для движения пешеходов, следующих по ул. Челюскинцев", – говорится в сообщении ГИБДД, в котором указывается, что внесено предписание администрации города по устранению нарушения.
При этом, как оказалось, не все гладко и с работой платной парковки, в частности, депутаты заксобрания сообщили о том, что паркоматы на территории работают некорректно и нередки случаи, когда после оплаты парковки не открывается шлагбаум.
Шлагбаум при этом действительно оказывает влияние и на структурирование парковки, в середине дня на ней - единицы автомобилей, зато под памятником воинам Уральского добровольческого танкового корпуса сложно пройти мимо машин, такси стоят прямо на остановках пригородных автобусов.
Информационный щит, который практически невозможно прочитать из автомобиля с расстояния, сообщает, что первые 15 минут на парковке бесплатны, после этого 45 минут будут стоить 100 руб., и каждый последующий час оценивается в такую же сумму. Компанией, отвечающей за обслуживание парковки, является АО "РВ-Екатеринбург".
История того, как эта компания стала оператором Привокзальной площади, достаточно любопытна. По попавшим в распоряжение агентства документам, 1 октября 2014 года был заключен договор аренды, по которому МУГИСО передавало три участка общей площадью более 11 тыс. кв.м в аренду ОАО "РЖД". Уже на следующий день РЖД заключает договор о переуступке прав на аренду дочерней компании ОАО "РЖД – Развитие вокзалов". А 18 марта 2015 года был заключен новый договор, по которому новый арендатор переуступал право аренды на Привокзальную площадь тому самому АО "РВ- Екатеринбург" (все документы есть в распоряжении Накануне.RU). РВ, вероятно, расшифровывается, как "развитие вокзалов".
По данным ЕГРЮЛ, "РВ - Екатеринбург" было учреждено 13 марта, то есть фактически, специально под новый договор, с уставным капиталом 1 млн руб. В выписке указано, что АО имеет трех учредителей – ООО "Стройхолдинг"(74,9%), ОАО "РЖД – развитие вокзалов"(12,55%) и Распорядительная дирекция МУГИСО (12,55%).
Отметим, что со стороны РЖД первый договор подписывал Сергей Абрамов, возглавлявший в то время дирекцию железнодорожных вокзалов, чуть позже он стал советником президента РЖД (тогда - Владимира Якунина), а сейчас является индустриальным директором "Ростеха". Договор о переуступке аренды подписывал другой московский функционер РЖД Сергей Пак - генеральный директор "РЖД - развитие вокзалов". Комментарий в пресс-службе СвЖД - филиала РЖД - к моменту публикации получить не удалось. В МУГИСО Накануне.RU не смогли оперативно уточнить, каким образом ведомство стало учредителем коммерческой компании, но отметили, что это мог быть "процедурный вопрос".
Чем же собирались заниматься на этой площадке РЖД через свои "дочки"? В договоре аренды говорится о том, что земля отдается для благоустройства территории. И действительно, был составлен проект из двух очередей. Первая очередь предполагала создание парковки на нынешнем месте, с маршрутом общественного транспорта. Территория перед памятником должна была быть украшена зеленой площадкой. Смета этой части оценивалась в 145 млн руб.
Вторая очередь предполагала вынос парковочной зоны на территорию перед памятником, а территорию между памятником и вокзалом планировалось сделать пешеходной, провести там озеленение, поставить по периметру стационарные торговые объекты, лавочки и т.д. Смета этого проекта составляла около 450 млн руб.
Однако спустя восемь месяцев на месте "благоустройства" появилась парковка с несанкционированным шлагбаумом, которая осложнила жизнь автомобилистам, а на месте "зеленой зоны" оказалась и вовсе нерегулируемая парковка. Собеседник Накануне.RU, знакомый с ситуацией, отмечает, что даже сама парковка – не является "благоустройством", и были прецеденты в других городах, в частности, в Волгограде, когда в ситуацию вмешалась прокуратура, и парковка была закрыта.
В мэрии соглашаются, что формально парковка относится к благоустройству, но ничего из того, что "РВ-Екатеринбург" делает там, не согласовано с администрацией города.
"Мы спрашивали, как так получилось, что не согласовав ни с железной дорогой, ни с мэрией, заключен договор аренды. Они сказали, что это наше право. [Мы спросили] Что здесь будет? [Нам ответили] Ничего не будет. Сейчас мы видим, что там что-то происходит. Формально парковка относится к элементам благоустройства, формально нарушения нет, но размещение шлагбаума является в данном случае нарушением, по которому мы будем давать предписания, службе квартальных уже было дано такое поручение, с предписанием ликвидировать, в связи с созданием усложнения транспортного движения", – прокомментировал Накануне.RU Евгений Липович.
Собеседник Накануне.RU на условиях анонимности также обращает внимание на то, что земля была отдана в аренду без конкурсных процедур.
"Землю мы передали АО "Развитие вокзалов". Это Привокзальная площадь – кому кроме РЖД можно передать землю у вокзала? Вероятно, у них есть первоочередное право на получение этих земельных участков", – пояснила Накануне.RU пресс-секретарь МУГИСО Юлия Вершецкая, уточнив, что все формальные процедуры были соблюдены.
По ее данным, арендатор за весь участок – а это более 11 тыс. кв.м – платит около 215 тыс. руб. в месяц, стоимость аренды рассчитывается по стандартной формуле на основании кадастровой стоимости земли. По данным договоров, кадастровая стоимость составляет около 13 млн руб. Интересно, что за переуступку аренды "РВ-Екатеринбург" заплатил "Развитию вокзалов" 150 тыс. руб. По мнению эксперта рынка, на торгах за право аренды подобного участка желающие могли бы заплатить до 10 млн руб.
Евгений Липович, отвечая на вопрос Накануне.RU о том, что будет, когда шлагбаум уберут, останется ли парковка платной, будут ли там стоять паркоматы, не смог дать ответа, сославшись на то, что не владеет полной информацией.
"Я знаю одно, что наш памятник сегодня весь заставлен машинами – это не дело. Что они там на своей территории делают, я не знаю, мы говорили о том, что там общественный транспорт как ходил, так и будет ходить, с этим проблем нет, а что остальное там происходит, я, к сожалению, не знаю", – отметил Липович.