Высокая конкуренция в автозаправочном бизнесе и падение цен на нефть привели к тому, что в некоторых штатах Америки стоимость литра бензина упала до 10 центов - то есть примерно до 8 руб. Практически бесплатный бензин - случай единичный, однако, на понижение нефтяных котировок американское топливо, в отличие от российского, все же отреагировало, передает корреспондент Накануне.RU.
Раз бензин производят из нефти, уменьшение стоимости последней должно приводить и к снижению цен на АЗС. Примерно такой логикой руководствовался президент Владимир Путин, задавая в 2014 г. вопросы о причинах 10%-ого роста стоимости бензинов при 35%-ном падении цен на нефть. Антимонопольщики тогда проверили, как продавцы формируют цифры на стелах заправок, и нашли массу причин для их увеличения. Первая, и самая главная - ослабевание рубля, из-за которого россияне не увидели, как упала дролларовая цена бензина; вторая - дефицит бензина на рынке, третья - рост спроса. Несмотря на то, что ФАС виновных не назначила, нефтяники на всякий случай цены снизили, чисто символически, на 50 коп.
Тем временем в другой добывающей и перерабатывающей нефть стране цены на бензин снижались. Правильнее сказать, коррелировали с нефтяными котировками. И в то время, как за 2015 г. в России стоимость бензина повысилась более, чем на 4,8%, американцы за галлон (3,79 л) стали платить на 12 центов меньше.
Цены на нефть в 2015 - начале 2016 г.
Цены на бензин в США в 2015- начале 2016 гг.
Кривая цен на бензины в России уверенно идет вверх, вне зависимости от цен на нефть. На десятые доли цены начали снижаться в декабре. Но весьма неохотно, а в первую неделю января текущего года они застыли на месте.
Почему мы, в отличие от американцев, не получаем выгоды от падения цен на нефть? Аналитик "Финама" Богдан Зварич отмечает, что рубль продолжает ослабевать, что почти полностью компенсирует снижение долларовых цен на нефть.
"Вторым фактором выступает то, что катализаторы, то есть химические компоненты, используемые при производстве бензина, почти в полном объеме закупаются за границей, что, учитывая падение рубля, ведет к росту их стоимости и удорожанию себестоимости производства бензина. Оба эти фактора оказывают свое влияние на итоговые цены на бензин, что не позволяет ему снижаться в цене", - рассказал он Накануне.RU.
В США цены на бензин всегда реагируют на изменения мировых цен на нефть, сектор переработки и сбыта в стране конкурентный, отмечает старший аналитик "Уралсиба" по нефти и газу Алексей Кокин, если кто-то начнет завышать цену на бензин, то другой на этом заработает, понизив ее. Так, в штате Мичиган галлон бензина стоит меньше $1 (литр бензина стоит около 20 центов), так как за покупателей борются сразу три сети бензозаправок.
"В США почти нет монопольных или олигопольных премий, которые есть в других странах. Наш рынок нефтепродуктов контролируется небольшим числом крупных компаний. Они могут себе позволить устанавливать такие цены, какие считают нужными, пользуясь тем, что в России есть ввозные пошлины на топливо, а, значит, конкуренция с заграничным топливом исключена. Когда нефтяные компании страдают от низких цен на нефть, в их интересах смягчить падение за счет продаж на внутреннем рынке. Даже несмотря на олигополию - доминирование нескольких компаний - взвинчивать цены на бензин в такое время они не могут. Это чревато жесткой реакцией ФАС", - рассказал Накануне.RU Алексей Кокин.
В 2011 г. баррель Brent стоил $115, а бензин в США $3,79 за галлон (около 30 руб. за литр по тогдашнему курсу). Когда цены на нефть опустились до $29, бензин стал стоить $1,88 (порядка 40 руб. за литр по текущему курсу). В России за тот же период цены на бензин выросли: на АИ-92 с 26,6 руб. за литр до 33,91 руб., на АИ-95 - с 30,78 руб. до 36,80.