Жители Югры начали жаловаться на рост тарифов на платные социальные услуги государственных служб. Приготовление еды, доставка продуктов, оплата счетов и социальное такси подорожали в десятки раз. Социальные работники объясняют это новыми методами расчетов тарифов, утвержденными в федеральных законах, и обещают индивидуально подходить к формированию цены в зависимости от дохода каждого получателя. Тем не менее, "подопечные" соцработников недовольны и намерены требовать пересмотра тарифов, передает корреспондент Накануне.RU.
Новые тарифы на платные соцуслуги государственных центров утвердила окружная РЭК на основе подушевых нормативов, разработанных правительством ХМАО в 2015 г. Помощь в приготовлении пищи с 64 руб. выросла до 433 руб., чтобы соцработник оплатил коммунальные счета, ему нужно отдать уже не 36,5 руб., а 238,2 руб. В такую же сумму обойдется доставка продуктов и промтоваров, раньше за это брали 64 руб.
Самое больше недовольство было в повышении цен на социальное такси – с 32 руб. за поездку в пределах города до 244,6 руб. В Ханты-Мансийском отделении Всероссийской организации инвалидов говорят, что теперь стало слишком накладно ездить в больницы, в магазин и в соцзащиту. Обычное такси дешевле, однако, там не помогут выйти из дома, сесть в машину, а "колясочникам" и вовсе нужны специальные авто, оборудованные пандусом.
Сразу в 15 раз увеличились цены на организацию ритуальных услуг: сообщение в похоронное бюро и родственникам, оформление документов. Вместо 73,1 руб. такая работа теперь стоит 1,1 тыс. руб. Подорожали медицинские услуги: содействие в проведении медико-социальной экспертизы (с 45,73 до 571 руб.), сопровождение в медорганизации (с 45 руб. до 238 руб.).
Председатель окружной организации инвалидов Галина Ильиных говорит, что уже получила жалобы от своих подопечных. Их она перенаправляла в Общественную палату и губернатору. Ответили ей на обращение специалисты департамента социального развития Югры, написав, что увеличение обосновано, и инвалид не будет тратить на услуги больше 2 тыс. руб. в месяц.
"В поселках, где инвалиды в неблагоустроенных домах пользуются многими услугами, нашли выход из положения. Например, наносить бочку воды инвалиду стоит 285 руб. (ранее 68 руб.). Ей надо четыре бочки воды в месяц, как минимум. Чистка снега – 285 руб. (85 руб. до повышения), а у нас идут такие снега, что убирать надо постоянно. Где эти 2 тыс. в месяц? Но в тарифах есть указание, что, например, бочку воды нужно наносить за 1 час, социальные работники пишут, что сделали это за 10 минут. И сумма уменьшается. Но таких примеров в городах нет", - объяснила Накануне.RU председатель Ханты-Мансийской окружной организации Всероссийского общества инвалидов Галина Ильиных.
По закону гражданин не может платить больше 2,2 тыс. руб. в месяц за все оказанные социальные услуги (на дому и в полустационарной форме). Сумма рассчитана исходя из среднедушевого дохода (22 тыс. руб.). Однако, малоподвижному инвалиду даже минимальный набор бытовых услуг обойдется в большую сумму. Это в том случае, если получатель услуг проживает в благоустроенной квартире, а не в частном доме без воды и теплоснабжения. В департаменте социального развития Югры уверяют, что итоговая стоимость социальных услуг не превысит установленный законом порог, так как предложения будут формироваться "пакетом".
"Комплекс социальных услуг предоставляется в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, сформированной на основе индивидуальных потребностей гражданина (например, покупка и доставка на дом продуктов питания - 4 услуги, помощь в приготовлении пищи - 8 услуг, проведение оздоровительных мероприятий - 2 услуги, содействие в обеспечении по заключению врача лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения - 1 услуга, уборка жилого помещения - 4 услуги, услуги социального такси - 4 услуги). Тогда максимальная сумма, которую оплатит гражданин за все оказанные услуги, составит 2180,75 руб. в месяц при их номинальной стоимости 7585,1 руб.", - говорится в официальном ответе департамента.
Утвержденный РЭК тариф, говорят в департаменте, учитывается при расчете, но предельная сумма платы за комплект услуг зависит от среднедушевого дохода получателя.
Причины столь резкого повышения в департаменте объясняют совсем не экономией средств, на что сейчас пеняют получатели услуг. "Ценник" не менялся с 2013 г., с тех пор были утверждены новые подходы к формированию тарифов. Федеральный закон предписывает переходить на подушевые нормативы финансирования. В них учитываются все расходы, которые государственное учреждение несет за предоставление услуги. Это оплата труда персонала, расходы на связь, коммунальные, транспортные, материальные затраты. Все это закладывается в тариф, после чего учреждение вправе сделать еще и свою наценку. Правительство ХМАО установило порог рентабельности на уровне 15%, но в тарифы заложен минимальный 1%.
Стоит отметить, что стоимость платных услуг повсеместно выросла еще в 2014-2015 гг., когда регионы меняли свои законы, в соответствии с ФЗ.
В обществе инвалидов ответами департамента остались не удовлетворены, там намерены написать коллективное письмо и вынести проблему на заседание общественного совета при профильном департаменте: "Мы ждем общественного совета, чтобы спросить, какая причина побудила так сильно повысить тарифы? Можно понять, что нужна индексация, но не таких же размеров".