Россия впервые за 60 лет может начать строить круизные лайнеры. Минпромторг в 2016 году предполагает заложить корабли проекта PV300VD длиной 141 метров, шириной 16,82 метра и вместимостью 306 пассажиров, пишет газета "Ведомости".
Корабли планируется эксплуатировать на линиях Санкт-Петербург - Москва, Ростов-на-Дону - Москва с выходом до портов Крыма. Речь идет об одном-трех таких судах.
Круизные корабли могут быть заказаны входящим в Объединенную судостроительную корпорацию заводам "Лотос" и "Красное Сормово", а также керченскому "Заливу". Предполагаемые заказчики - "Мостурфлот", "Водоходъ" и "Ортодокс".
Строительство одного судна займет до трех лет и обойдется в 2,4 -2,5 миллиардов рублей. Срок окупаемости лайнера - свыше 20 лет. При этом, как отмечают руководители отрасли, ни одна частная компания самостоятельно за такой проект взяться не может.
Минпромторг предлагает схему софинансирования, при которой лизинговой компании средства выделяются под 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, ставка лизинговой компании - 1 процент годовых, а судоходной компании субсидируется 2/3 общей ставки по договору лизинга. Но этот вариант операторам не подходит, так как банки финансируют лизинг максимум на 15 лет, а им необходимо продлить этот срок до 25-30 лет.
Советское судостроение было ориентировано на военный и рыболовный флот, круизных теплоходов в СССР построили всего два - в 1957 году. Поэтому круизные лайнеры СССР покупал в Европе. Сейчас в России осталось около сотни круизных теплоходов, но половина флота на грани износа, из-за этого он ежегодно сокращается примерно на 10%. "Суда в Европе строились специально для СССР, наша речная система глубже, волны выше, нужна большая осадка, поэтому мы не можем покупать подержанные теплоходы в Европе – надо или строить новые, или модернизировать построенные для СССР", - отмечают операторы.