На реконструкцию аэропорта Челябинска дополнительно требуется 4,8 млрд руб. Власти региона заявили, что надеются получить эти средства из федерального бюджета, однако эксперты в такую перспективу верят с трудом, поскольку вопрос с проведением саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске еще не решен, а, следовательно, рассчитывать на федеральную поддержку до принятия решения не стоит.
В конце августа губернатор Южного Урала Борис Дубровский заявил, что инициатива региона о проведении в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году поддержана на федеральном уровне, но для этого город должен кардинально измениться. За несколько лет в столице Южного Урала должны построить конгресс-холл на 2,5 тыс. мест, гостиничный фонд, объекты социально-бытовой и транспортной инфраструктуры, а также провести реконструкцию аэродрома и аэропорта.
В ноябре 2015 года регион проинспектировала "облетная группа" Администрации президента РФ. В ходе визита были представлены протокольные требования, предъявляемые ей и Федеральной службой охраны к объектам, задействованным в проведении саммитов, в том числе к аэропортовому комплексу. По итогам совещания была разработана "дорожная карта" по подготовке международного аэропорта Челябинск к проведению саммитов, которая содержит два основных блока: подготовка аэродрома и подготовка аэровокзального комплекса.
Стоит отметить, что вопрос строительства и реконструкции аэропорта "Баландино" для области актуален уже несколько лет и в рамках подготовки к саммитам может быть решен, однако на реализацию проекта потребуется несколько миллиардов рублей, которых у области нет. Власти региона надеются на федеральную поддержку. Однако в настоящий момент решение о месте проведения международных саммитов не принято, поэтому говорить о финансировании в рамках подготовки к мероприятиям еще рано.
Как сообщили корреспонденту Накануне.RU в пресс-службе минэкономразвития области, схема генерального плана аэродрома "Челябинск" подготовлена проектным институтом "Ленаэропроект" с учетом проведения саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году и опыта проведения аналогичных саммитов в Уфе в 2015 году. Генплан предусматривает полную модернизацию инфраструктуры аэровокзального комплекса с учетом уровня обслуживания класса "С" для обслуживания рейсов международных и внутренних воздушных линий. Так, годовая пропускная способность аэровокзального комплекса составит 2,5 млн пассажиров, а площадь аэровокзального комплекса составит не мкенее 29 тыс. кв.м. В рамках подготовки к международным саммитам будет двукратно увеличена площадь перрона, реконструированы рулежные и магистральные дорожки, построен терминал до 30 тыс. кв.м с телетрапами.
Вчера, 26 января, проект челябинского аэропорта был представлен на федеральном уровне. В Совете Федерации с 25 по 27 января проходят дни Челябинской области. Власти региона вынесли на обсуждение Совфеда рекордное количество тем – актуальные для Южного Урала вопросы. Темой одного из заседаний комитета СФ и стала реконструкция аэропорта.
Представляя проект, министр экономического развития региона Сергей Смольников подчеркнул, что транспортная инфраструктура является приоритетным направлением для Челябинской области, при этом, международный аэропорт "Челябинск" — ключевой объект.
Глава минэкономразвития отметил, что для своевременной подготовки аэропорта к проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году необходимо решение нескольких вопросов, среди которых увеличение объема финансирования и перенесение сроков начала строительно-монтажных работ с 2018 года на 2017 год.
В настоящий момент в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020)" на реконструкцию аэропорта запланированы средства со сроками проектирования в 2015-2016 годах и выполнения строительно-монтажных работ в 2018 и 2019 годах. Так, в федеральном бюджете на эти цели запланировано 2,8 млрд руб., еще 1,3 млрд руб.– средства частного инвестора.
Однако для подготовки аэропорта к проведению саммитов ШОС и БРИКС требуется реконструкция и строительство дополнительных элементов аэродромной инфраструктуры общей стоимостью 4,8 млрд руб. "По предварительным расчетам, выполненным проектным институтом ОАО "ПИиНИИ ВТ "Ленаэропроект" с учетом опыта подготовки аэропорта Уфа к саммиту ШОС, требуется реконструкция и строительство дополнительных элементов аэродромной инфраструктуры общей стоимостью 4,8 млрд руб.", - подчеркнул Смольников.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал предложение региона и включил его в свое решение по итогам обсуждения. В частности, Правительству России предлагается в рамках подготовки аэропорта "Баландино" к проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году рассмотреть возможность включения в ФЦП "Развитие транспортной систем России (2010-2020)" дополнительного финансирования в объеме 4,8 млрд руб. на 2017-2019 годы.
Также сенаторы порекомендовали включить в ФЦП "Государственная граница РФ (2012-2020)" средства на 2018-2020 годы на проведение работ по обустройству пункта пропуска через границу РФ в аэропорту Челябинск.
Однако челябинские эксперты сомневаются, что область сможет получить дополнительное федеральное финансирования проекта реконструкции аэропорта до принятия решения о месте проведения саммитов ШОС и БРИКС. Будут саммиты, будут деньги, в ином случае федеральной поддержки не будет.
Политолог Алексей Ширинкин считает, что проведение в Челябинске саммита ШОС - прекрасная перспектива для города, драйвер для экономического роста. Однако получение федерального финансирования проекта в сложившейся экономической ситуации маловероятно.
"Я подозреваю, что деньги дадут только в том случае, если будет принято решение, что ШОС проводится в Челябинске, но решения такого в настоящий момент нет. Более того, я испытываю сомнения, что Челябинск все-таки на 100% имеет шансы принимать ШОС. Поэтому сначала будет принято решение, где будет проводится ШОС, а затем уже будут выделяться деньги на его проведение", - уверен политолог.
Директор челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов отмечает, что делать реконструкцию аэропорта под разовое мероприятие нецелесообразно. Однако развивать аэропорт нужно и деньги для этого необходимы, но регион их не получит до принятия решения о месте проведения саммита ШОС.
"Проект реконструкции челябинского аэропорта связан с другой задачей – обеспечением большей загруженности этого аэропорта, и если эта задача не будет решена, то бессмысленным окажется и вложение денег в его реконструкцию. Делать реконструкцию исключительно под одноразовое действие, проведение саммита ШОС – экономически вряд ли целесообразно, и я предполагаю, что люди, принимающие решение, эти вещи внимательно будут анализировать и просчитывать. Как правило, федеральный центр дает деньги с условием софинансирования. Найдет ли областной бюджет 2,4 млрд руб. в ближайшие три года для финансирования этого проекта, сказать сложно. Кроме того, я считаю, что мы не сможем получить эти средства до принятия решения по вопросу проведения саммита ШОС, они будут увязаны с этим решением. И даже если деньги будут записаны в проект бюджета на 2017 год, а решение по саммиту будет принято не в пользу Челябинска, то их из проекта бюджета вычеркнут", – считает Сергей Зырянов.
По мнению политолога Александра Мельникова, аэропорту Челябинска необходимы серьезные денежные вливания. "Если мы говорим об амбициозных планах региона по проведению саммита ШОС в 2020 году и о том, что регион делает ставку на организацию каких-то крупных международных мероприятий, политических, экономических, культурных, спортивных, то, безусловно, решать вопрос с аэропортом надо. Понятно, что в текущей экономической ситуации возможности бюджета Челябинской области максимально ограничены, а инвесторов можно привлекать только при условии поддержки федерального центра. Оценивать перспективу реакции на федеральном уровне сложно, сейчас достаточно напряженная финансовая ситуация", - отметил политолог.