В России уже давно назрела необходимость законодательного регулирования деятельности по возврату просроченных долгов. Общественность вновь заговорила об этом после вопиющего случая, который произошел на днях в Ульяновске. Буквально за неделю до трагедии, 19 января, членами фракции ЛДПР был внесен в Госдуму законопроект, запрещающий передавать коллекторам права требования по потребительским кредитам.
В соответствии с документом, право требования по потребительскому кредиту могут принадлежать только самому кредитору, передача их любому другому лицу карается штрафом (200–300 тысяч рублей для физических лиц и от 500 тысяч рублей до 1 млн рублей для юридических лиц).
В пояснительной записке к документу сказано следующее:
"Большинство граждан, столкнувшихся когда-либо с коллекторами, вспоминают угрозы и шантаж, причем не только в отношении себя, но и своих близких. Нередки случаи применения физического насилия - новостные ленты пестрят сообщениями об избиении граждан (иногда даже и их домашних питомцев) коллекторами. Существуют и другие случаи - коллекторы расписывают стены в подъездах, пытаются на незаконных основаниях проникнуть в жилище должников и изъять имущество с целью погашения просроченного долга. Причем порой эти действия совершаются в отношении граждан, которые не брали кредитов".
Авторы нынешнего законопроекта - Владимир Жириновский, а также депутаты Алексей Диденко, Ярослав Нилов и Михаил Дегтярев - подчеркивают, что методы работы коллекторов носят противоправный характер.
Как пояснил Накануне.RU депутат Ярослав Нилов, необходим грамотный закон о коллекторской деятельности, где будут прописаны права, обязанности и ответственность сторон.
"Пока этого нет, у нас нормальная юридическая процедура, которую взяли из опыта западных стран, превратилась в криминал, бандитизм и психологическое запугивание. Это определенный инструмент для того, чтобы заставить гражданина, который должен денег одной финансовой структуре, пойти и взять денег у другой организации – люди подсажены на финансовую иглу. Для того, чтобы работала банковская система или система микрофинансовых организаций, необходимо постоянное движение средств. В данном случае люди используются как элементы для раздутия этого финансового "мыльного пузыря". А коллекторы являются теми структурами, которые обеспечивают движение этих денежных средств от одной финансовой организации к другой путем накручивания дополнительных процентов. Когда тело кредита в разы меньше процентов и штрафов, ничего, кроме недоумения и возмущения, это не вызывает".
В данном случае речь идет о потребительских кредитах, потому что больше всего проблем, связанных с коллекторами, именно там, пояснил Нилов.
С Госдумой согласились и в Совете Федерации. "Деятельность коллекторских агентств в связи с участившимися случаями беспредела нужно приостановить до принятия регулирующего закона", - заявила накануне спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
В сентябре 2015 года сообщалось, что проект закона, регулирующего работу коллекторов, подготовило Правительство России. В соответствии с ним коллекторам, в частности, запрещается обращаться к должнику в ночные часы (с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные и праздники), беспокоить его более одного раза в сутки, более трех раз в неделю и более десяти раз в месяц. Вообще же работа над законопроектом о коллекторской деятельности идет более пяти лет. Разработчиком документа является Минэкономразвития.
Внимание на коллекторский рынок обращал и президент России Владимир Путин. Выступая в ноябре 2014 года на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ), он заявил, что "когда коллекторские организации прибегают к незаконным методам вытряхивания денег", в дело должны вмешиваться правоохранительные органы.