Коллекция музея военной техники УГМК пополнилась уникальным экспонатом – единственным в мире серийным пятибашенным танком Т-35. В настоящее время в мире сохранился только один оригинальный экземпляр этой боевой машины, который находится в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке.
Верхнепышминский экспонат был воссоздан по оригинальным чертежам и фотографиям на участке ремонта и реставрации военной техники и ретро-автомобилей АО "Уралэлектромедь" при содействии столичных реставраторов, сообщили Накануне.RU в пресс-службе УГМК.
"Можно без преувеличения сказать, что данный экспонат стал настоящим украшением коллекции советской бронетанковой техники нашего музея. Своего рода – это символ сталинской индустриализации, военной мощи СССР. Оснащенный тремя пушками и шестью пулеметами, в начале и середине тридцатых готов прошлого века Т-35 стал самым мощным танком в мире. Именно благодаря своему более чем внушительному вооружению его часто называли "сухопутным линкором". Своего рода символом признания этого танка и того значения, которое ему придавалось, стал тот факт, что именно он изображен на знаменитой медали "За отвагу", - рассказал директор музея военной техники УГМК Александр Емельянов.
Т-35 был спроектирован в 1931-1932 году, всего было изготовлено 59 экземпляров боевой машины. Длина танка составляла десять метров, ширина чуть больше трех, а высота 3,5 метра, управлял им экипаж из 9-11 человек. В 30-х годах прошлого века он стал неотъемлемой частью всех центральных военных парадов, принимал участие в учениях и маневрах, однако до 1941-го года в военных действиях не использовался. Первые же столкновения с противником в начале Великой Отечественной войны показали несовершенство данной боевой машины. В первую очередь сказалась очень малая скорость танка (до 10 км/ч), относительно небольшой запас хода и слабая бронезащита, что делало эти машины легкой мишенью. Подавляющее же большинство Т-35 было потеряно на марше из-за технических неисправностей, а также отсутствия должного уровня технического обслуживания.
"Причина такой судьбы Т-35 достаточно проста. Он создавался в свое время для своих целей и не был приспособлен к военным реалиям Великой Отечественной войны. Инженерами начала 30-х годов прошлого века был сконструирован танк, способный прорывать вражескую оборону, исходя о представлениях о войне на примере Первой мировой; Т-35 должен был прежде всего уметь преодолевать такие заграждения, как рвы и колючую проволоку, параллельно уничтожая живую силу противника. При этом танк был защищен от винтовочного, пулеметного огня, а также ручных гранат. Однако, в сороковых годах этого оказалось недостаточно и первые же встречи с противотанковой артиллерией, получившей уже в то время широкое распространение, заканчивались уничтожением машины", - уточнил специалист музея военной техники УГМК Никита Крутаков.
Основные работы по воссозданию Т-35 у верхнепышминских реставраторов заняли шесть месяцев, заново было изготовлено более тысячи деталей, работали над машиной 10 специалистов участка ремонта и реставрации военной техники и ретро-автомобилей АО "Уралэлектромедь". С ювелирной точностью была проведена и транспортировка танка. Из цеха на выставочную площадку он был доставлен авто-тралом с помощью двух 50-тонных кранов в течение пяти часов.
В настоящее время музей военной техники УГМК по праву считается одной из самых крупных российских выставочных площадок военно-технического профиля, наряду с музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти и Саратова. За 10 лет в коллекции музея собрано более 200 единиц военной техники и раритетных автомобилей, уникальные коллекции отечественных наград, воинских регалий, массо-габаритных макетов холодного и огнестрельного оружия, а также униформа, снаряжение, знаки отличия российских вооруженных сил с XVIII века до наших дней.